Социальная перцепция
Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны.
Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы. Девять десятых обследованных М.Л. Алемаскиным (1971) правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах "изолированными". Около половины обследованных Г.Г. Бочкаревой (1972) несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам безразлично или враждебно.
Я.Л. Коломинский установил ряд закономерностей социальной перцепции у подростков:
– тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
– эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
– ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах (1976).
Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Очевидно, существует и обратная связь – социометрический статус зависит и от поведенческих особенностей подростка, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых", склонные к нонконформизму – в группу "отвергаемых" (Коломинский Я.Л., 1976). Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения.
Сравнив реальную статусную структуру классов и ее оценку работающими в этих классах учителями, Я.Л. Коломинский нашел, что учителя невольно сглаживают статусную дифференциацию, преуменьшая значение крайних категорий. А без умения оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю трудно найти индивидуальный подход к нему.
Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Как уже говорилось, в первобытном обществе существовали "мужские дома", в феодальном – "королевства шутов", в деревнях "левобережные" враждовали (когда условно, а когда и всерьез) с "правобережными". В городе возникали "клики", "шайки" и "ганги". В послевоенном Ленинграде одно время происходили серьезные стычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны [17, с. 14-17].
В группах подростки приобретают умения разрешать конфликтные ситуации.
Основа этого явления – противопоставление "Мы" и "Они" по территориальному принципу – существует практически везде.
Ослабление влияния семьи создает так называемый "эффект стаи" – повышение степени идентификации мальчика-подростка с группой сверстников, вызываемое ослаблением влияния семьи, особенно отцовского начала.
Введение.
Личность – это совокупность индивидуальных свойств и качеств, таких как темперамента, способностей, характера. Эти особенности проявляются в поведении и профессиональной деятельности. От темперамента и характера зависит выбор профессии. Одной из таких профессий, где проявляются индивидуальные особенности, является профессия пожарного.
...
Детско-родительские отношения, как фактор развития успешного ребенка
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного ...
Предупреждение непонимания между супругами.
В этом пункте я приведу некоторые соображения, для профилактики непонимания в семейных отношениях.
Эти советы можно поделить на советы для молодых жени для молодых людей. А прежде оговорюсь, что эти советы в основном направлены на молодых супругов, а не на семьи со стажем. Советы для семей со стажем, а также для других семей я приводил ...