Экспериментальное исследование предпочтений подростков в сфере общения методом
анкетирования. История исследований в сфере общения подростковСтраница 2
Социометрическое лонгитюдное исследование (Эдер Д. и Халлинэн М., 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей.
Социальный психолог Леон Фестингер (1919-1989) выдвинул гипотезу о том, что членство в группе удовлетворяет потребность в социальном сравнении (сравнении собственных действий, чувств, взглядов, способностей с действиями, чувствами, взглядами, способностями других людей). Когда нет объективных стандартов, нам приходится использовать других людей в качестве образцов для оценки этих сторон своей личности [15, с. 266-267].
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Как показывают данные зарубежных массовых опросов (Бреннан Т., Остров Э., Оффер Д., 1980) и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми: "У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен .". Девушки значительно чаще юношей жалуются на одиночество и непонятость, отсутствие поддержки, неудовлетворенность собой, нерешительность, вдвое чаще переживают состояние депрессии.
Согласно данным исследования Лосенкова В.А. и Кона И.С., в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Характерно в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: "Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?" – утвердительно отвечают свыше трех четвертей учащихся 7-10-х классов. С возрастом сомнения усиливаются, свыше половины ленинградских юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: "Кого вы предпочли бы иметь своим другом – юношу или девушку?" – доля девушек, выбравших идеального друга противоположного пола, во всех возрастах выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта разница увеличивается. 57% ленинградских девятиклассников говорили, что вообще не имеют друзей-девушек, а 46% девятиклассниц – друзей-юношей [8, с. 110-115].
Профессиональная ориентация. Принципы проф. ориентационной работы
Профессиональная ориентация – это наличие системы мероприятий, направленных на ознакомление с миром профессий и содействующая в выборе профессии.
Формы проф. ориентационной деятельности:
1) профессиональное изучение
2) профессиональное воспитание (развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах дея ...
Детско-родительские отношения и проявление в них
личностных особенностей родителей. Роль семьи в развитии и воспитании ребенка. Родительская семья как модель формирования
жизненного стиля ребенка
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю ж ...
Психосоматические расстройства при беременности
Истерические расстройства чаще наблюдаются в 1-м и 3-м триместрах беременности, чем во 2-м. При нежелательной беременности тревога и депрессия развиваются в 1-м триместре. В 3-м триместре возникают страх перед предстоящими родами и беспокойство, связанное с неуверенностью в нормальном развитии плода.
Беременность является фактором, кот ...