Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальностиСтраница 5
Понадобился глубокий теоретический анализ проблемы «оценочного» подхода, чтобы разрушить прочно односторонние представления о свойствах нервной системы как параметрах, имеющих на одном из полюсов отрицательное содержание, и утвердить такое понимание каждого из свойств, которое признает существование на каждом из полюсов своеобразного сочетания и положительных и отрицательных с биологической точки зрения сторон. Этот анализ, проведенный Б.М. Тепловым (1953, 1956) вылился в формулирование двух гипотез, имеющих важнейшее теоретическое значение не только для дифференциальной, но и для общей психофизиологии. Одна из них гипотеза о положительной связи между слабостью нервной системы и абсолютной чувствительностью.
Согласно этой гипотезе, слабая нервная система характеризуется не только отрицательным свойством - низким пределом работоспособности, но и положительным свойством - высокой реактивностью, в частности, высокой чувствительностью. [28, с. 86]
При таком подходе отпадает понимание слабости нервной системы, как свойство чисто отрицательного. Понятие слабости получает вполне определенное положительное содержание: слабая нервная система - это нервная система высокой чувствительности. Становится невозможным рассматривать слабую нервную систему как «плохую» нервную систему. Если с биологической точки зрения слабую нервную систему и можно будет рассматривать как менее «выгодную», если с точки зрения медицинской слабая нервная система и останется более «опасной» - легче возникают «срывы», расстройства высшей нервной деятельности, - то с точки зрения психологической и педагогической слабая нервная система должна будет рассматриваться как система другого «типа», а не другого уровня совершенства по сравнению с сильной. Основное не в том, что при сильной нервной системе легко разрешаются любые задачи, а в том, что сильная нервная система лучше разрешает одни задачи, а слабая - другие, в том, что к разрешению одной и той же задачи слабая и сильная нервная система должны идти разными способами.
Очевидно, что концепция, рассматривающая каждый из полюсов свойств нервной системы как синтез и положительных и отрицательных сторон, более подходит для толкования целого ряда фактов биологического и социально - психологического характера. На основе этой концепции лучше можно объяснить, например, факт самого сохранения особей с «плохими» качествами (слабых) в ходе биологической эволюции, - факт, отмеченный многими авторами, но едва ли объяснимый с позиции «оценочного» подхода. Эта концепция создает также более плодотворную и оптимистическую основу для решения вопросов психолого - педагогического характера, так как она решительно отвергает мнение о невозможности высоких социальных и творческих достижений у лиц с «отрицательными» проявлениями свойств нервной системы. Даже клинические аспекты проблемы свойств нервной системы выглядят в свете этой концепции по-иному: хотя с медицинской точки зрения слабость является отрицательным качеством, не исключено, что изучение заложенных в этих полюсах физиологически положительных моментов может способствовать изысканию новых форм индивидуального терапевтического подхода, основанного на их учете. [22, с. 32]
Изучение проблемы типов высшей нервной деятельности дает возможность говорить о том, что при любом типе возможно развить все общественно - необходимые свойства личности. Однако конкретные способы развития этих свойств существенно зависят от черт типа. Поэтому черты типа - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению, к формированию характера и всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Выявление, развитие и совершенствование юных
талантов
В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской ...
Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И. М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...
Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы.
Опыты К. Лешли. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать от ...