Понятие, структура и виды общенияСтраница 1
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек — это узел связи", — писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми: эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.
Различаются содержание, функции и средства общения.
Содержание общения многопредметно, его цели связаны с пи функциями. Можно выделить четыре основные функции мышления:
1)информационно-коммуникативную (прием и передача информации),
2)регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),
3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как coциальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),
4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).
В зависимости от используемых средств общение оно может " быть» непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.
Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность. Коммуникация — смысловая сторона общения. И ее действия ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными.
В коммуникативных актах реализуются информативные, (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.
В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т.е. скрывающей и свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее "изложения" на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.
Для понимания информации — ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений — необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.
Основное средство коммуникации — естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.
Проблема зпр в современной нучно-методической литературею Этиопатогенетические особенности ЗПР
В отечественной дефектологии понятие "задержка психического развития " является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются слабо выраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, природовом и ...
Теории мышления
Все существующие на сегодняшний день теории мышления кардинально различаются на две большие группы по вопросу происхождения мышления.
Первая группа теорий, получившая особое распространение в немецкой психологии, представителем которой можно назвать гештальтпсихологию, считает, что интеллект и интеллектуальные способности являются вр ...
Кризис дошкольного возраста
Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка.
Признаки наступления кризисного периода:
– возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»)
– появление оспаривания со стороны ребенка необходи ...