Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциалаСтраница 4
Изменение сущности и характера труда лежит в основе новой парадигмы не только экономики, но и всего общества. Основные изменения, происходящие в труде постиндустриального типа в связи с новым качественным развитием человечества, определяются устранением и заменой модели «экономического человека». Ни экономические методы, ни экономическое принуждение не могут управлять творческой направленностью личности. Подобная трансформация затрагивает не только условия жизни и деятельности человека, но и его внутреннюю сущность, изменяющую интересы, цели, ценности, стремления. Формируется новый тип работника - «работник интеллектуального труда», - объединяющий ориентацию на оперирование информацией и знаниями, высокую мобильность, желание заниматься деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения. Но существует и ряд противоречий, так как людей, движимых постэкономической системой мотивации, нематериалистическими мотивами и стимулами, не большинство. Они составляют социальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а с другой - противостоит остальной части общества.
Феномен творчества имеет прямое отношение к труду, главному содержанию общественного бытия человека, его творческим способностям, творческому отношению к миру.
Поэтому творчество можно рассматривать в качестве атрибута труда и средства развертывания общественного прогресса, формирования человеческого мира и саморазвития человека. В труде, во взаимном обмене деятельностью, в трудовых отношениях раскрываются специфические качества человека как социального существа. В творчестве имеет значение множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность, толерантность и др.
Заметный интерес к творчеству как к экзистенциальной ценности со стороны бизнеса обозначился, начиная с 60-х годов 20 столетия. Объясняется это явным и острым несоответствием сложившихся организационных структур реальным ситуациям и требованиям времени. Существовавшие в компаниях управленческие структуры были рассчитаны на принятие ограниченного числа типовых решений. Но социальные, экономические, технологические условия производства, бизнеса и управления стали изменяться достаточно быстро; число проблем, не соответствующих известным классам типовых задач и решений, непрерывно увеличивалось. Возрастающий динамизм реальных ситуаций потребовал более гибкой и быстрой реакции руководства и сотрудников. Дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без его децентрализации и фрагментации. Полномочия принятия решений и ответственность за них стали передаваться на более низкие уровни организации, что требовало реализации креативных способностей работников, предоставления им большей свободы. Поэтому творчество, создание новых принципов, способов деятельности оказалось необходимым в трудовой деятельности работника.
Творчеству соответствует особый характер субъекта, который предполагает, что для нее решающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. Знания и опыт, воображение и адаптивность, гибкость мышления становятся экономически значимыми в оценке личностями своих потенциальных возможностей.
Необходимым условием саморазвития и самореализации индивида является высокий уровень свободы, который достигается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, а целью производства становится сам человек. Из этого следует, что истинной свободы можно достичь лишь тогда, когда труд общества организован как творчество, когда свободное творчество выступает в процессе труда как условие саморазвития личности.
Эмоциональная стабильность. Различные стороны вашей
личности (по К. Леонгарду)
Данный тест позволяет определить выраженность темперамента, характера и стиля мышления. Черты, присущие каждой личности, согласно теории К. Леонгарда, могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень, ядро личности. Они могут быть ярко выражены (акцентированы), и тогда их называют акцентуациями характера, а с ...
Контрольный эксперимент
После проведения коррекционных мероприятий в коррекционной и контрольной группе был проведен контрольный эксперимент – повторное тестирование с помощью шкалы Гамильтона для оценки депрессии с целью выявления уровня выраженности депрессивного состояния.
Повторные измерения проводились независимо от измерений констатирующего эксперимента ...
Понятие о синдроме профессионального выгорания
В 1981 году Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе н ...