Взаимосвязь тревожности и неуверенностиСтраница 2
Эта система духовной практики родилась на Востоке и принадлежит Востоку. Европейцы и американцы различными способами пытались «врастить» ее в свою культуру. Не все эти способы оказались удачными. Наиболее успешной «европеизированной» модификацией восточных медитативных и телесных техник, пожалуй, можно считать метод аутотренинга Шульца. Его техника самовнушения базируется на двух основных источниках. Первый – это клинический опыт наблюдения за пациентами, находящимися в состоянии гипноза. Шульц обратил внимание на то, что на начальных стадиях гипноза пациенты обычно испытывали ощущение тяжести в конечностях, сопровождавшееся ощущением тепла. Вторым источником явились медитативные процедуры, содержащиеся в системе йоги. Огромной заслугой Шульца было то, что он очистил упражнения йоги от присущей им мистической интерпретации.
Как правило, аутогенная тренировка проводится с использованием трех различных поз. Наиболее доступна для освоения поза лежа на спине, поэтому обучение обычно начинается с нее. Пациент ложится на твердую кушетку, удобно располагая руки и ноги. Одежда должна быть свободной и не стеснять тело. При желании можно использовать подушку. Поза сидя в некоторых случаях более предпочитаема, так как обеспечивает уменьшение прилива крови к голове. В этой позе тело свободно откидывается либо назад, на спинку кресла, либо вперед.
Первая процедура продолжается от 30 до 60 секунд. Пациент принимает соответствующую позу, полностью расслабляется и закрывает глаза. Тихим голосом лечащий врач произносит суггестивную фразу: «Я спокоен, моя правая рука тяжелая». (Повторяется несколько раз.)
После этого лечащий врач говорит: «Сейчас я возвращаюсь к нормальному состоянию». Пациент поднимает руки, глубоко вдыхает и открывает глаза.
Аналогичным образом любая новая суггестивная фраза вводится лечащим врачом. В дальнейшем аутогенную тренировку пациент проводит самостоятельно, используя те же самые суггестивные фразы.
Аутогенная техника, разработанная Шульцем, состоит из 6 стандартных упражнений, представляющих собой начальный курс, и 7 медитативных упражнений, составляющих так называемый высший курс. Тренировки проводятся ежедневно, обычно спустя некоторое время после приема пищи (два или три раза в течение дня), в подходящем помещении, обеспечивающем хорошую звукоизоляцию и комфортную температуру.
Аутогенная тренировка, по Шульцу, первоначально возникла для применения в медицинской практике в качестве психотерапевтического средства для лечения больных людей в условиях клиники. Этой методикой вполне могут пользоваться и здоровые люди, стремящиеся расширить свои психические и физические возможности. Одна из важных заслуг Шульца состояла в том, что он использовал накопленный веками опыт некоторых йогических систем, очистив их от свойственного им мистицизма. Созданная им школа своей многолетней клинической практикой подтвердила действенность аутогенной тренировки как средства лечения и саморазвития.
Методика аутогенной тренировки, предложенная Шульцем, получила дальнейшее развитие в советской психиатрической и неврологической школе. Советские ученые дифференцировали используемые методы в зависимости от конкретных психических особенностей пациентов и вида заболевания. В модификации метода, предложенной А. Свядощем и А. Роменом, особое внимание обращается на внушение, а в работе К. Мировского и А. Шогама – на мобилизующие упражнения. Аутогенная тренировка эффективно используется в неврологической практике А. Панова. В Болгарии аутогенная тренировка в области психотерапии применяется А. Мариновым.
Аутогенная тренировка утвердилась как эффективное психотерапевтическое средство, которое все больше заменяет гипноз. По нашему мнению, преимущества аутогенной тренировки состоят в следующем:
1. При гипнотерапии больной относится пассивно к лечению, в то время как при аутогенной тренировке он производит целенаправленную волевую деятельность.
2. В гипнотерапии личность лечащего врача доминирует над личностью больного.
3. Гипнотерапия неприменима для пациентов с низкой степенью внушаемости.
В современных психологических тренингах используется большое количество техник, основанных на релаксации, методах «исконной» медитации, элементах аутотренинга, суггестивных и аутосуггестивных приемах. Достаточно часто эти техники обозначают словом «медитативные». Результаты применения подобных техник носят разные названия: трансовые состояния, состояния измененного сознания, суггестивное погружение и пр. Некоторые психотерапевты, не мудрствуя лукаво, говорят просто о психологических упражнениях по визуализации. Мы называем такого рода методы медитациями-визуализациями, поскольку практически всегда они связаны с созданием зрительных образов.
Особенности деятельности
Активные формы познания начинают отчетливо проявляться у нормально развивающихся детей со второго полугодия первого года жизни. Именно с этого времени особенности детей с РДА, становятся наиболее заметны, при этом одни из них проявляют общую вялость и бездеятельность, а другие повышенную активность: их привлекают сенсорно воспринимаемые ...
Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К.
Роджерса
В рамках гуманистического подхода существенно выделить концепцию К. Роджерса
. Основная суть его психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода – человек, его предназначение жить и действовать. По убеждению Роджерса, ядро, сер ...
Диагностика темперамента Айзенка
Описание методики: Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Так же, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько искренне испытуемый отвечал на него. Отвечать на вопросы мо ...