Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения
психологических аспектов депрессииСтраница 2
Формирование психогенных депрессий является ответом психики на различные психотравмирующие воздействия. В частности, в основе депрессивных реакций можно обнаружить длительное или кратковременное воздействие психосоциальных стрессоров, нарушение межличностных взаимоотношений, трудовые конфликты.
Соматогенные депрессии
(вторичные, симптоматические)
возникают в результате органического поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, воспалительные процессы), интоксикаций (алкогольная, нейролептическая), различных видов соматической патологии (артериальная гипертензия, атеросклероз). [21, с. 54]
Определенную роль играют нарушения деятельности эпифиза, которые приводят к так называемому синдрому пониженного мелатонина. Дефицит мелатонина, вырабатываемого эпифизом, нарушает циркадный ритм секреции кортизола, что в какой-то мере объясняет циркадную динамику психического состояния при эндогенных депрессивных расстройствах, а также наличие диссомнических нарушений. [19, с. 164]
Конечно, чаще всего встречающееся самое тяжелое депрессивное расстройство – это тоскливость: серое, черное настроение с чувством надуманной непоправимости каких-то, преувеличенных тоской, житейских трудностей, с чувством безвыходности, неизбывности душевной боли. Тоскливость может сопровождаться дурными медленными мыслями и телесной малоподвижностью. Но может она соединяться, например, и с тоскливо-тревожной беготней по комнатам, и со смехом вперемешку с рыданиями. У больного возникает стойкий упадок настроения, который сопровождается глубокой тоской и тревожностью. Пропадает желание трудиться, двигаться — «все валится из рук». Отсутствует интерес ко всему окружающему, снижена интеллектуальная деятельность. Человек погружен в свои мысли, чаще всего имеющие негативную окраску (мыслительный процесс также замедлен). Его гложет чувство вины и тревоги. Он ощущает себя никчемным, малоценным. В тяжелых случаях эти чувства могут перерасти в бред самообвинения или греховности. Психоэмоциональные расстройства нередко сопровождаются физическим ощущением тяжести и давления в области груди, болями в сердце. В течение суток глубина депрессии, как правило, меняется: утром человек более угнетен, к вечеру его состояние несколько улучшается. Сон обычно беспокойный, неглубокий, в тоже время днем мучает сонливость. Обычно снижаются аппетит, внимание к собственной внешности. У женщин может нарушиться менструальный цикл. [10, с. 214]
В некоторых случаях присоединяется ипохондрия. Человек считает, что он неизлечимо болен. Он находит у себя признаки тяжелейших недугов, чаще всего реально не связанные с какими-либо серьезными изменениями в организме. Его угнетает ожидание тяжелой смерти, возникает желание самоубийства для предотвращения мучений.
Иногда состояние депрессии может иметь истерическую окраску: чувство безысходности и отчаяния сопровождается бурными рыданиями, судорогами, потерей речи, памяти. Человека сотрясает крупная дрожь, дрожат руки и ноги, возникают истерические галлюцинации.
В связи с тем, что депрессивное состояние часто сопровождается мыслями о самоубийстве и попытками к нему, больные должны все время находиться под присмотром. Длительно затянувшееся депрессивное состояние требует постоянного врачебного наблюдения в клинических условиях. [9, с. 79]
Признаки
одаренности
Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).
Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают на ...
Экспериментальное исследование волевой готовности детей 6-7 лет к школе. Постановка проблемы и организация ее исследования
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многократное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Цель работы: выявить уровень волевой готовности детей 6 - 7лет к обучению в школе.
Объект исследования: дети 6 – 7 лет.
Предмет исследования: особенности развития вол ...
Психосоматические расстройства, не связанные с
беременностью
Психические расстройства в менопаузе
При менопаузе как психопатологические симптомы, так и личностные проявления невротизма коррелируют с вазомоторными симптомами (приливы и потливость), но не с прекращением менструаций. Результаты клинических испытаний лечения эстрогенами разочаровывают. Представляется наиболее целесообразным такое ле ...