События повседневной жизниСтраница 1
Ранящие события детства делают человека более уязвимым перед лицом депрессии. Однако депрессия может наступить и без предрасполагающих факторов риска. Депрессия поражает людей всех профессий вне зависимости от общественного положения, интеллекта или успеха в обществе. Хотя биологическая депрессия наступает без видимой причины, в большинстве случаев она является реакцией на жизненные перемены. Есть несколько распространенных стресс-факторов, которые могут привести к депрессии.
Межличностные Потери. Наиболее частая причина депрессии, по всей вероятности, связана с потерей близкого человека. Смерть родственника, разрыв между супругами, развод разлука с детьми, ссора с другом или любимым человеком — такие неприятности часто случаются в нашей жизни. Переехав к новому месту работу, люди часто расстаются с друзьями; иногда конфликты разрушают отношения между родственниками и друзьями. Все это болезненные потери, они обычно приносят горе и страдание. Однако большинство из нас с этими проблемами справляется. И все же 10-15% людей, перенесших такие потери, заболевают депрессией.
Экзистенциальные Потери. «Денис К. только что услышал, что его сослуживец умер от инфаркта во время игры в теннис. Покойному было всего 48 лет. Денис представил себе, что такое несчастье случилось с ним самим. Сама мысль об этом поразила его. "Чужое несчастье заставило меня задуматься о собственной жизни. Я спросил себя: счастлив ли я? Имеет ли смысл моя жизнь?" Становясь свидетелями драматических событий, мы не так уж редко задумываемся над трудными вопросами: о жизни и смерти, об удовлетворении жизнью. Очень может быть, что так называемый "кризис середины жизни" является своего рода депрессией, вызванной такими экзистенциальными вопросами.
Одной из главных экзистенциальных проблем является разочарование или потеря мечты. Большинство из нас имеют надежды и мечты. Часто то, чем мы занимаемся, наши отношения с близкими людьми далеки от того, что нам хотелось бы. Бывает, человек изо всех сил старается сохранить надежду, несмотря на жизненные разочарования. «Например, жена не спешит разорвать несчастный брак с мужем, который издевается над ней — вдруг в один прекрасный день супруг переменится? Однако время идет, все остается по-старому. Теперь уже ей ясно, что мужу никогда не изменится, и она порицает себя за то, что "была такой наивной и глупой". Она не была наивной — она жила надеждой. Надежда — это опора, которая помогает людям пережить болезненное трудное время. Но надежда может и ослеплять людей. Она способна притупить страдания, однако в какой-то момент мыльный пузырь иллюзий лопается, и чувство глубокого разочарования может вызвать депрессию. Такая причина депрессии реальна и сильна, но ее часто недооценивают. Друзья могут сказать: "Не понимаю, почему ты та расстроена. Ты знала многие годы, что он из себя представляет". Страдающей женщине такие замечания облегчения не принесут. Не важно, сколько лет она терпела издевательства мужа; когда иллюзия надежды исчезла, женщина впала в депрессию.
Вторым важным признаком экзистенциальных потерь являются мысли типа: "Я не буду жить вечно". Смерть одного из родителей или друга может заставить человека задуматься о том, что и он смертен. Острое осознание того, что время уходит и смерть неизбежна, может вызвать не только беспокойство о будущем, но и сожаление о жизни, прожитой впустую, полной бессмысленности и разочарований. Смерть и развод в большинстве культур считают закономерными причинами горя и депрессии. Однако экзистенциальные проблемы часто воспринимаются по-иному. Жена горюет по умершему мужу и естественно рассчитывает на сочувствие и поддержку друзей и родственников. Однако ее страхи и печаль по поводу того, что якобы собственная жизнь подходит к концу, не всегда воспринимаются окружающими с должным пониманием. В результате она остается один на один со своей болью. Экзистенциальные потери необходимо рассматривать как вполне реальные и сильные причины страданий человека.
Тренинг «Эффективный педагог»
Проведенные исследования и анализ их результатов позволили разработать программу развития личности и профессиональной компетентности педагогов, суть которой – расширение знаний, умений и навыков, связанных с возрастной, педагогической, социальной, общей и дифференциальной психологией, формирование адекватного образа «я – учитель», самор ...
Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа)
Третьим базовым методом психологии, особенно важным для нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологический метод (А.Р. Лурия). С его помощью исследуются изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов. Напри ...
Психологические особенности подростков, воспитывающихся в приюте
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в детских учреждения интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим не только ...