RSS Feed

Определение понятия “акцентуация характера”
Страница 1

Психология » Акцентуации характера в подростковом возрасте » Определение понятия “акцентуация характера”

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются Настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно Сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [личко а. Е., 1977].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

наибольшую известность получил термин к. Leongard (1968)—“акцентуированная, личность” . Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” [личко а. Е., 1977]. Личность-понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности,

Наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях к. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком Термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если

Рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях п. Б. Ганнушкина (1933)— о. В.

Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на Протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации с следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации Развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться Не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная Дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям п. Б. Ганнушкина, о. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и Психопатии [личкo а. Е., 1977]. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация

Возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: Лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и Потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего Обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной Устойчивости к другим. акцентуации характера как этиопатогенетический фактор

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть линическим диагнозом. Они являются лишь Почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, Неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных Психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, Так и особенностям клинической картины. при эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск Заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцептуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная—в отношении Маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов) явная и скрытая акцентуация характера. В зависимости от степени выраженности выделяют двe степени акцентуации характера — явная и скрытая [личко а. Е., Александров а. А„ 1973]. явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных Черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде Сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника [личко. А. Е ., Иванов н. Я., 1977] позволяют распознать этот тип. Однако выраженность чepт определенного типа не препятствует возможности Удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом Возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего

Страницы: 1 2


Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения. Понятие и сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Кон И.С. выделяет две большие ...

Психология коммуникативно-профессионального общения
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной ...

Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 ...