Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике
социальной работыСтраница 1
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навыками консультирования в рамках гуманистической психологии. Но, вся сложность такого подхода заключается в том, что именно здесь от будущих социальных работников требуются очень важные и в то же время столь редкие качества и умения как эмпатия, способность безоценочного принятия человека, философский взгляд на происходящее вокруг, навыки глубокой личностной рефлексии. И формирование ценностей, мировоззренческих позиций, жизненных целей и устремлений личности происходит на основе потребностно-мотивационной сферы. Доминирование тех или иных потребностей в общей структуре направленности личности определяет уровень сформированности ее ценностей и ценностных ориентаций.
Выделяют четыре основных типа направленности личности: эгоцентрический; гуманистический; экзистенциальный; прагматический.[3, с. 41]
1
. Эгоцентрическая направленность личности – это направленность, при которой цели, интересы, потребности личности носят, преимущественно, эгоистический характер и занимают центральное место в иерархии ценностей. Эгоисты центрированы на своих личных переживаниях.
2
. Гуманистическая направленность личности – это такой вид направленности, при котором цели, интересы и потребности других людей приобретают первостепенное значение. В общении такие люди толерантны, аутентичны, эмпатийны.
3
. Экзистенциальная направленность личности – это направленность, при которой доминирующей потребностью выступает потребность во внутренней деятельности, характеризующейся высоким уровнем самоанализа, стремлением к самосовершенствованию и самореализации.
4
. Прагматическая направленность личности – вид направленности, при котором системой доминирующей потребностей являются планы и успехи в выполняемой личностью деятельностью, иначе говоря, личность ориентируется на конкретные результаты своей деятельности, которые, в свою очередь, определяют личностную ценность и значимость.
С целью
определения личностной направленности будущих социальных работников был использован «Опросник диагностики типа направленности личности практического психолога». Этот опросник был адаптирован для социальных работников, для проведения исследования типа направленности личности в студенческих группах 3-го курса, специальности «социальная работа».
Задачами
исследования были:
- выявить наличие различных типов направленности в структуре личности будущих практических социальных работников;
- выявить представленность основных типов профессиональной направленности личности у студентов- социальных работников.
Гипотезой
исследования было предположение, что студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальный типы направленности личности, как наиболее способствующие эффективной работе в рамках гуманистического подхода в социальной работе.
Объектом исследования
являются студенты групп ИС-021 и ИС-022 3-го курса гуманитарного факультета ОНПУ.
Предмет исследования
- тип личностной направленности будущих социальных работников.
Анализ и обработка полученных результатов
В исследовании принимало участие 27 человек. Полученные результаты представлены в виде таблицы (см. таб. 1).
При обработке результатов была определена степень выраженности того или иного показателя. Ярко выраженный тип направленности соответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иного типа направленности – 13-28. Низкая выраженность того или иного типа направленности личности – от 0 до 13. Результаты по данному параметру представлены в таблице 2 (см. таб. 2).
Таблица 1
Гуманистический тип |
Экзистенциальный тип |
Прагматический тип |
Эгоцентрический тип | |
1 |
17 |
20 |
30 |
13 |
2 |
24 |
30 |
29 |
27 |
3 |
17 |
15 |
15 |
27 |
4 |
18 |
17 |
25 |
21 |
5 |
28 |
21 |
35 |
28 |
6 |
17 |
16 |
23 |
20 |
7 |
19 |
19 |
27 |
20 |
8 |
17 |
22 |
23 |
26 |
9 |
31 |
21 |
24 |
22 |
10 |
15 |
22 |
26 |
21 |
11 |
13 |
17 |
22 |
17 |
12 |
16 |
16 |
29 |
24 |
13 |
27 |
22 |
32 |
24 |
14 |
21 |
20 |
29 |
25 |
15 |
16 |
13 |
28 |
25 |
16 |
25 |
19 |
29 |
23 |
17 |
26 |
27 |
26 |
30 |
18 |
23 |
21 |
21 |
14 |
19 |
5 |
8 |
17 |
12 |
20 |
12 |
26 |
27 |
19 |
21 |
14 |
21 |
22 |
26 |
22 |
13 |
14 |
20 |
22 |
23 |
19 |
16 |
32 |
30 |
24 |
22 |
16 |
25 |
21 |
25 |
21 |
15 |
30 |
18 |
26 |
20 |
17 |
26 |
20 |
27 |
17 |
15 |
20 |
23 |
Особенности общения со сверстниками
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстник ...
Особенности речевого развития
дошкольников с ЗПР
Современный подход к рассмотрению вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется пониманием тесной связи процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.
Исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия позволили определить п ...
Организация и
организационное поведение
Поведение индивидов в значительной мере определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация. Поэтому, на мой взгляд, необходимо уделить некоторое внимание понятию «организация» и ее особенностям, влияющим на поведение работников.
Сегодня под организацией понимается сознательно координируемое образование с определенным ...