RSS Feed

Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением
Страница 1

Психология » Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска) » Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением

Появление девиантов в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков – 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. К старшему подростковому возрасту фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, аффективные вспышки сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, появляется склонность к самоанализу и рефлексии. Но появление склонности к наркомании обычно бывает трудно прогнозируемым и зависящим от многих социальных и психологических условий.

В современных психологических исследованиях принято выделение четырех основных типов девиантного поведения подростков (А.Г. Амбрумова, А.Я. Жезлева, С.А. Беличева): антидисциплинарное; антисоциальное (антиобщественное); делинквентное (противоправное) и аутоагрессивное. Различные социально – психологические условия жизнедеятельности задают разнообразные личностные конструкты, которые можно моделировать, создавая реальную воспитательную ситуацию, выступающую в качестве элементов психологической поддержки, не абстрактной, а направленной на решение задач профилактики девиантного поведения, прежде всего связанного с наркоманией.

Идея диагностики и оказания опосредованной психологической поддержки подросткам, склонным к девиантному поведению, прорабатывается на этапах решения исследовательских задач и требует апробирования различного социально – психологического инструментария, который был бы не только действенным для профилактики девиантного поведения, но и органичным подростковому возрасту, личностным новообразованиям.

В связи с этим, необходимо учитывать, что не только характер перехода от детства к взрослости, но и само возникновение подростковых кризисов – это результат воздействия конкретных социальных обстоятельств, способствующих двум основным типам перехода от детства к взрослости: непрерывному и дискретному (с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и теми способами и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства наиболее значимых норм и требований к детям и взрослым. В этих случаях развитие протекает плавно, так как ребенок постепенно учится способам взрослого поведения. При втором типе перехода ребенок оказывается неподготовленным к выполнению роли взрослого при достижении формальной зрелости. Подростковый возраст может принести как субъективные трудности, вызванные необходимостью быстрой переориентации на нормы поведения взрослого сообщества, так и затруднения для воспитывающих взрослых. Родители и педагоги бывают не готовы к коррекции агрессивных и фрустрирующих проявлений подростков. Возникают барьеры непонимания, отчужденности, излишнего дидактизма, который подчас делает эти проявления гипертрофированными, связанными с девиантным поведением, с употреблением наркотиков. Между тем доказано, что подростки этой группы особо нуждаются в психологической поддержке со стороны близкого окружения: родителей, учителей, друзей.

Пониманию причин девиантного поведения способствует понятие о социальной "ситуации развития" (Л.С. Выготский), которое характеризуется соотношением внутренних процессов развития и внешних условий, в совокупности определяющих качественно новые психические образования личности. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина дали убедительный материал о направленности практической и познавательной деятельности подростков на усвоение норм взаимоотношений и возникновение социально – ориентированных форм общения, которые задают специфическую структуру потребностей (Личко А.Е.).

Исследование личности подростков с отклоняющимся поведением, склонных к употреблению наркотиков, показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней и поведенческой регуляции – установок, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций (С.А. Беличева). Многие из них находятся в состоянии психологической изоляции, им свойственны низкий уровень социализации, отставание в развитии (М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, Г.Г.Бочкарева, З.Ф.Камалетдинова, И.А.Невский, Л.Г.Сагатовская), различные искажения эмоциональной сферы (Т.Н. Курбатова, И.С.Лебединская, А.М. Печенюк, М.М.Калашникова, Л.М. Кацук, В.Г. Колпачев). Подростки, имеющие тенденцию к девиантной активности, связанной со склонностью к наркомании, характеризуются рядом особенностей развития самосознания: недифференцированностью и разынтегрированностью образа Я; расхождением внутренней и демонстрируемой самооценок; рассогласованием когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Страницы: 1 2


Объективный метод
Не вызывает сомнения факт, что все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если человек находится в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого человека он с ...

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация переда ...

Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И. М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...