Теоретический аспект толерантностиСтраница 1
Само по себе явление толерантности представляется сложным и может быть рассмотрено с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс находится в развитии и сейчас, накапливая разносторонние значения, стремится соответствовать действительности. В настоящее время существует огромное множество толкований данного понятия, в том числе и в психологической литературе. Толерантность не имеет однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, как приспособительная функция организма, как эквивалентность и мера различаемости, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость. Таким образом, толерантность можно рассматривать как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культура толерантного сознания; в-третьих, как отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении, [16,13].
Многомерный подход к рассмотрению явления толерантности инициирован сложностью рассматриваемого явления как интегративной, многокомпонентной и многоплановой проблемы.
Таким образом, на основании изученной литературы и имеющихся подходов к пониманию сущности толерантности, выявлено следующее: под толерантностью следует понимать качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора.
Наличие в структуре толерантности коммуникативного и поведенческого компонентов раскрывает широкие возможности для развития толерантности через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека. Освоение внешних способов выражения толерантности оказывается мощным средством, запускающим глубокие личностные трансформации самих участников процесса. Освоение способов толерантного взаимодействия, в конечном счете, приводит к личностному присвоению толерантности.
Опираясь на сущностные характеристики, структуру и функции позитивной толерантности, определены следующие критерии: поведенческий, коммуникативный, ментальный, [16,13].
Поведенческий - отражает меру принятия человека и терпения в ситуациях, когда он (человек) не соответствует требованиям и ожиданиям; характеризует толерантное поведение. Поскольку поведение не содержит сознательного полагания личностно нравственных целей, оно может носить приспособительный характер к моральным нормам, к социальным нормам вообще.
Коммуникативный - предполагает наличие коммуникативной компетентности (вербальной и невербальной), которая реализуется в русле принятых норм и правил. Данный критерий вбирает в себя не только вербальную и невербальную стороны коммуникации (общения), но и поведенческую сторону. Коммуникативный аспект легко поддается диагностике и педагогическому взаимодействию. Его реализация - наиболее доступный и педагогически осуществимый путь развития толерантности. Ментальный - характеризует глубинные процессы личности, активность при принятии решений, способность к рефлексии, самонаблюдению, отражает систему ценностных ориентаций личности; проявляет себя в адекватном выборе способов деятельности в той или иной ситуации, [4,14].
Сущностные характеристики толерантности, выделенные философией, этикой и психологией играют методологическую роль в решении проблемы развития толерантности и позволяют выделить ведущие подходы. Ориентируясь на ценности в образовательном процессе, аксиологический подход определяет содержание образования, средства, формы, методы работы. Аксиологический подход определяет направленность активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание ценностей толерантности. Личностно-деятельностный подход определяет использование стратегий толерантного взаимодействия, учета и соблюдения баланса интересов субъектов деятельности, предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон.
Экспериментальное исследование предпочтений подростков в сфере общения методом
анкетирования. История исследований в сфере общения подростков
За последние тридцать лет в России и за рубежом было проведено множество исследований, касающихся различных сторон общения подростков. Возраст испытуемых – 9-17 лет.
Согласно данным статистики, среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние подростки называют желание иметь верных друзей (дружбу как главную ценность в жизни выделили 9 ...
Стратегии поведения в конфликте К.Томаса
Вам предлагается 30 пар вопросов, содержащих в разных комбинациях 12 суждений о стратегиях поведения человека в конфликтной ситуации. В каждой из пар надо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для вашего собственного поведения.
Читая подряд эти суждения, отмечайте характерные для вас. ...
Иерархическая модель развития индивидуальности
Индивидуальные различия многообразны. Они затрагивают разные сферы и проявляются на разных уровнях. Эти инд.различия не рядоположены. Они имеют разный "вес" в индивидуальном и неповторимом облике человека. Линия индивидуальности упорядочена в иерархическую линию. В иерархической модели выделяют 4 уровня:
4. Индивидуальность
...