RSS Feed

Понятие и особенности невербального мышления детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи. Сущность мышления, как психологического процесса
Страница 2

Психология » Невербальное мышление у дошкольников с общим недоразвитием речи » Понятие и особенности невербального мышления детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи. Сущность мышления, как психологического процесса

Ю.С. Маслов определяет невербальное мышление следующим образом «невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более внешней) речи. Это – особое «техническое», или «инженерное», мышление» [11].

По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – вид невербального мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это наиболее элементарный вид мышления, являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Наглядно-образное мышление – вид невербального мышления, опирающийся на представления и образы. При наглядно-образном мышлении мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Словесно-логическое мышление – вид вербального мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – вид вербального мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе.

Страницы: 1 2 


Утомление. Причины и виды утомления
Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во вре ...

Темперамент
Для определения индивидуальных психофизиологических свойств предлагается тест английского психолога Г. Айзенка, направленный на выявление двух основных характеристик личности: экстраверсия - интроверсия; эмоциональная неустойчивость — стабильность. Экстраверты — люди, обращенные во внешнюю среду; они общительны, стремятся к новым впеча ...

Бесплодие
Бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременность в течение года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте. По мнению многих авторов, психическое состояние бесплодных пациенток может иметь решающее значение в происхождении ...