RSS Feed

Заключение
Страница 1

Актуальность настоящего исследования подтверждена двумя противоположными положениями о взаимосвязи языка и мышления, до сих пор существующими в научных кругах: первая – мышление совершенствуется только на основе речи; вторая – развитие мышления возможно без использования речи.

Цель исследования: выявление уровня сформированности и особенностей невербального мышления у дошкольников без речевых патологий и дошкольников с третьим уровнем речевого развития.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Наглядно-действенное, наглядно-образное (невербальное), словесно-логическое и абстрактно-логическое (вербальное) мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе. На первых этапах своего развития, мышление ребенка развивается через непосредственное действие, в дальнейшем ребенок использует образы, запечатлевшиеся в кратковременной памяти. Развивающаяся речь оказывает влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно преобразуя его. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий. По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Изменение значения слова отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, что тесно связано с развитием его мышления.

В исследовании приняли участие дошкольники в возрасте от 5 лет до 6 лет 6 месяцев. Контрольная группа, состоящая из 20 детей без речевых патологий, формировалась на базе детского сада №46 «Солнышко», экспериментальная группа, в которую вошли 20 детей с общим недоразвитием речи (третьим уровнем развития речи) – на базе детского сада №65 «Гнездышко» комбинированного вида с группами логопедической помощи

Для определения уровня развития наглядно-действенного мышления использовались методики «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки»; для определения уровня развития наглядно-образного мышления – методики «Что здесь лишнее?» и «Времена года».

Анализ результатов детей контрольной группы выявил, что они имеют очень высокий и высокий уровень развития наглядно-действенного мышления. В контрольной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем и очень низким уровнем развития наглядно-действенного мышления.

Анализ результатов детей экспериментальной группы позволяет сделать вывод, что в основном дети обладают средним уровнем развития наглядно-действенного мышления. Есть дети с высоким уровнем наглядно-действенного мышления. Детей с очень высоким, низким и очень низким уровнем развития мышления не выявлено.

Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы, при тестировании с помощью методики «Вырежи фигуры» составляет 7,25 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (9,2 балла) на 1,95 балла. Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы, с использованием методики «Воспроизведи рисунки» составляет 6,45 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (8,7 балла) на 2,25 балла. Такое незначительное отклонение указывает на то, что разница между развитием наглядно-действенного мышления детей без речевых патологий и детей с третьим уровнем речевого развития незначительна.

Причины отклонения в развитии наглядно-действенного мышления детей без речевых патологий и детей с третьим уровнем речевого развития заключаются в неустойчивости внимания детей с третьим уровнем речевого развития, в связи, с чем увеличивается время, затраченное на выполнение задание; в недостаточно развитой моторике рук, что увеличивает неточность вырезания или заштриховывания фигур, то есть причины отклонений заключаются в общем сенсорном развитии детей с третьим уровнем речевого развития, которое имеет влияние на развитие всех психологических процессов.

Анализ результатов обследования наглядно-образного мышления детей контрольной группы позволил сделать выводы, что их уровень развития наглядно-образного мышления очень высокий и высокий.

Уровень наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы в основном средний, но имеются дети и с высоким, и с низким уровнем. С очень высоким уровнем и с очень низким уровнем наглядно-образного мышления в экспериментальной группе детей не выявлено.

Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы при использовании методики «Что здесь лишнее?», составляет 5,25 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (8,95 балла) на 3,7 балла. Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы при использовании методики «Времена года», составляет 7,45 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (9,45 балла) на 2 балла. Таким образом, небольшое отклонение между уровнем развития наглядно-образного мышления детей без речевых патологий и детей с третьим уровнем развития речи существует.

Страницы: 1 2


Эмоционально–аффективная сфера психики: детерминанты и психофизиологические механизмы. Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация эмоций
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребност ...

Сущность феномена родительства. Теоретические подходы к изучению родительства
Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которая рассматривается исследователями с точки зрения системного, комплексного и феноменологического подходов. Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосв ...

Соционические типы и отношения
Природа различия между любыми двумя из 16 типов ещё не до конца ясна, хотя практика показывает, что типы в течение жизни не меняются. Человек способен имитировать поведение других типов, «деформировать» свой собственный тип, но не более; и каждая такая имитация отнимает у него гораздо больше сил, чем жизнь в родном типе. Подобные пробле ...