Исследование с использованием тестов: опросник удовлетворенности браком,
психогеометрического и проективного (рисунок несуществующего животного).Страница 1
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Описание выборки.
В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских пар:
N
п/п Имя Возраст Стаж семейной Брак Профессия
жизни
1. Василий 43 12 2 брак охранник
Татьяна 35 педагог
2. Александр 40 19 1 брак бухгалтер
Надежда 39 архивариус
3. Андрей 32 11 1 брак конструктор
Светлана 30 массажист
4. Андрей 35 10 2 брак портной
Надежда 38 массажист
5. Александр 44 18 1 брак инженер
Елена 38 домохозяйка
6. Наташа 36 2 2 брак секретарь
Геннадий 37 продавец
7. Александр 41 11 2 брак врач
Наташа 37 1 брак инженер
8. Геннадий 38 3 2 брак водитель
Елена 32 пекарь
9. Игорь 31 8 1 брак охранник
Галина 30 кладовщик
10. Игорь 28 9 1 брак продавец
Лариса 28 медсестра
Описание методов диагностики.
Тест-опросник удовлетворенности браком
- предназначен для эспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Тест-опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа: а - верно; б - трудно сказать; в - неверно. Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответов.
При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
0 - 16 баллов - абсолютно не благополучные
17 - 22 - неблагополучные
23 - 26 - скорее неблагополучные
27 - 29 - переходные
29 - 32 - скорее благополучные
33 - 38 - благополучные
39 - 48 - абсолютно благополучные.
Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.
Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых его отношений с другими людьми.
2. Психогеометрический тест -
используется в форме варианта, основанного на наблюдении элементов поведения, позволяет мгновенно определить форму (или тип) личности интересующего вас человека, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому человеку языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики используется: 1. внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.); 2. речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.); психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и т.п.).
Следя за поведением интересующего вас человека и фиксируя частоту указанных категорий в его поведении, можно таким образом определить его тип сначала предварительно. Более точный диагноз требует длительного наблюдения и анализа.
Для варианта психогеометрического теста в форме опросника используется следующая инструкция: «Посмотрите на 5 фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: «Это - я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под N1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Содержание основых фаз
кризиса
Кризис может протекать по-разному [15,16,18], в зависимости от готовности ребенка к новому виду деятельности и времени перехода к ней. Во-первых негативная симптоматика может возникать при готовности ребенка к учебной деятельности и отсутствии перехода к ней. Во-вторых, кризис может проявиться в случае перехода к учебной деятельности и ...
Установка в концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе, и его учеников
Эта научная школа провела исследования феномена психологической установки. Дмитрий Николаевич и его последователи пришли к выводу, что от содержания установки человека зависит не только характер его мышления, но и восприятие им объектов нашего мира.
Результаты большой экспериментальной работы показали, что восприятие реальности человек ...
Развитие мышления в персоногенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляет ...