Расцвет теории или «логическое суеверие»?Страница 2
В 1984 г. в СССР впервые был опубликован очерк об американской типологии Майерс-Бриггс [25]. Не создав, как указывалось выше, теории межтипных отношений, американские типоведы, тем не менее, добились общенационального признания их типологии (к началу 1990-х гг. тест Майерс-Бриггс прошло более 3 млн. человек), далеко продвинулись в исследовании поведения типов личности и конфликтов между ними. При первом впечатлении американская типология показалась чуть ли не «двойником» соционики – в ряде соционических публикаций [20, 23 и др.] американские обозначения используются параллельно с соционическими. Однако начиная с середины 1990-х гг. всё чаще отмечаются расхождения между двумя теориями, как теоретического, так и практического характера - вплоть до разных представлений о, казалось бы, «одних и тех же» типах [9,16 и др.]. Наконец, в 2001 г. был проведён эксперимент с целью замерить разницу между обеими теориями [17].
В общем, второй этап можно охарактеризовать как этап создания гипотез, не всегда подкрепленных фактами, а нередко и базирующихся друг на друге. С другой стороны, исследователи «нащупали» потенциал соционики, очертили пределы её компетентности и создали единую терминологию, однако освоение потенциала только началось: многие просто не знали, как. В то же время, возник риск распада единой соционической теории на ряд направлений, частично отрицающих результаты друг друга [9]. Споры между ними ни к чему не приводили: как можно критиковать идеи, которые невозможно доказать или опровергнуть, которые основаны лишь на личных мнениях их авторов?
Благодаря притоку сторонников в соционику росла и фактическая база знаний о типах личности, вернее, об их представителях. В то же время, всё больше различаются взгляды на типы у разных авторов, что снижает ценность, по крайней мере, части накопленных сведений.
С начала 1990-х гг. количество публикаций по соционике нарастает лавинообразно. Новые сторонники судят о ней уже не по популярным журналам, а по публикациям, претендующим по своему уровню на научный подход. Растёт интерес к соционике и в зарубежной психологии [31, 32]. Но вместе с восхищением оттого, что методы соционики всё более оттачиваются и совершенствуются, что её терминология всё более усложняется, в их среде растёт и разочарование оторванностью соционических теорий от фактов, а ещё больше – серьёзными разногласиями между соционическими школами. Главное, что единая, общепризнанная методика определения соционических типов в этот период так и не сложилась, а потому результаты разных школ зачастую противоречили друг другу.
Как протест против оторванности соционической теории от практики в соционике сложилась и её «бытовая», никем не записанная, но имеющая широкое хождение версия с большим количеством стереотипов и мифов. Основные черты «бытовой соционики»:
- побочные факторы (внешность, предрасположенность к определённому роду деятельности) заслоняют психологическое содержание типов, т.к. являются «зримыми», хорошо заметными и запоминающимися;
- перенос одной яркой, запоминающейся черты на весь тип или даже на группу типов (например, эмоциональность трактуется иными как исключительная черта типа этико-интуитивный экстраверт);
- злоупотребление теорией «подтипов» и «масок» для оправдания недостоверных результатов определения типов;
- перенос понятия «соционический тип» на любую черту характера человека;
- «соционизация реальности»: попытка увидеть действие законов соционики практически в любом явлении человеческой жизни. Перенос методов других наук в психологические исследования вернулся бумерангом: если можно так, значит, можно и наоборот!
Прекрасно осознавая всё несовершенство соционической теории, психологи, тем не менее, понимали, что проблема взаимосвязи индивидуальных различий и межличностных отношений должна быть решена [6]. К ним присоединились и те из социоников, кто на личной практике консультирования убедился в необходимости глубокого овладения психологической теорией и практикой. Некоторые из них, ещё вчера уверенные в том, что применение математических и физических методов – залог решения психологических проблем, впоследствии получили второе, психологическое образование, и даже защитили диссертации по психологии.
Так начался третий этап соционики – этап экспериментальных исследований. Впрочем, ряд соционических школ и поныне находятся на втором или даже первом этапе.
Злокачественные новообразования
Имеются свидетельства того, что смертельные заболевания (например, рак) увеличивают риск совершения самоубийства. Степень риска выше всего в следующих случаях:
у мужчин;
вскоре после установления диагноза (в течение первых пяти лет);
когда пациент получает химиотерапию. ...
Первая попытка объяснить природу эмоций
Древнекитайские учения о психических явлениях строились на основе организмических представлений, возникших в родовом обществе и в той или иной форме продолжавших существовать в традиционном менталитете. Человеческое существо рассматривалось китайцами как часть космоса, как организм в организме. Полагалось, что психическое устройство чел ...
Механизмы индивидуального кризиса
Ф.Е. Василюк для описания любого переживания выделил четыре формы «жизненных миров» (побудителей и источников содержания жизнедеятельности субъекта). Он задал две категориальные оппозиции, на которых построил типологию жизненных миров, или форм жизни. Структура этой типологии такова: «жизненный мир» имеет внешний и внутренний аспекты, о ...