RSS Feed

Стресс и стрессовые ситуации
Страница 1

Термин "стресс" получивший в наши дни столь широкое распространение впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например мостов) испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем что понятие "стресс" в современной физиологии психологии медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические психологические социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров) что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме.

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений возникающих при физиологическом и психическом стрессе и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта его психическими и физическими ресурсами которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства) личностных особенностей характера когнитивных процессов и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса вызванного физическим стимулом поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой. Таким образом круг стрессоров существенных для развития психического (эмоционального) стресса весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия) психические стрессоры имеющие индивидуальную значимость и ситуации в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих в том числе и маловероятных стрессогенных событий. Уже то обстоятельство что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные но и на гипотетические ситуации исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и вместе с тем ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов.

Страницы: 1 2 3


Одаренные дети: особенности психического развития дошкольников
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со ...

Групповые феномены
Группы оказывают влияние на людей, находящихся в них. Разные формы влияния групп на людей описывается понятием «групповые феномены, или эффекты» (4; 6). Рассмотрим некоторые групповые эффекты Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Данный эффект открыл Норман Триплет в 1897 году. Причины ...

Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха и умиротворения. Десятиминутный отдых в этом положении, сочетаемый с правиль ...