RSS Feed

Введение
Страница 2

Для понимания механизма психического развития ребенка необходимо выделить категории, описывающие данный процесс:

1) Социальная ситуация развития ребенка – конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности.

2) Ведущая деятельность – это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что приводит к их качественным изменениям.

3) Кризис развития – сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов личности ребенка. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

В словаре иностранных слов[1] кризис (от греческого krisis – решение, поворотный пункт, исход) преподносится как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. С.И. Ожегов в своем «Толковом словаре русского языка» говорит о кризисе как о затруднительном, тяжелом положении.

В.Б. Шапарь в «Рабочем словаре психолога – консультанта» под кризисом понимает любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления.

Что же это за кризисы и как они проявляются? Ребенок проходит через ряд возрастных кризисов в своем развитии. Не бывает такого, чтобы возрастные кризисы миновали ребенка. Кризисы – это прежде всего изменение системы связей ребенка с окружающими, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость.

Страницы: 1 2 


Психологическое консультирование детей – жертв насилия
В процессе консультирования таких детей – жертв насилия чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Задачи, стоящие перед психологом: − способствовать в уменьшении у ребенка чувств стыда, вины, бессилия; − помочь в укреплении чув ...

Сеченов: учение о рефлекторной природе психики
Особым путем продвигался ИМ. Сеченов. Его первый трактат, вошедший в книгу «Психологические этюды», назывался «Рефлексы головного мозга» (1863). Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. По свидетельству современников, в России не считался образованным тот, кто его не прочитал. Сеченов, бросая вызов ...

Способы борьбы со стрессом
Еще раз вернемся к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных ф ...