RSS Feed

Кризис старости

Возрастные кризисы » Кризис старости

Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55–65 лет. Метафорические описания («юность старости», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.

Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Выход на пенсию кардинально меняет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».

Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Так, расставание с тяжелой физической работой или нелюбимым профессиональным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чем-то другим, более приятным.

Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.

Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:

1) Адаптация к возрастным изменениям – телесным, психофизиологическим

2) Адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам)

3) Разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни

4) Ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций

5) Противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах

6) Стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения

7) Стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.


Изучение детского фольклора как способа разрешения конфликтов у детей. Изучение причин возникновения конфликтов при несформированности игровой деятельности
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 1 Дата 23.09.06 Время 12.03. – 12.12. Цель: выявить причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Ход наблюдения. Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры». Несколько девочек (Лиза Т., Даша Н., Катя В., Геля К.) решили играть в прятки и спорят, кто будет в ...

Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 ...

Поведение с суицидальным человеком
При наличии незначительного риска У человека появляются суицидальные мысли, например, "я так больше не могу", "лучше бы я умер", однако никаких определенных планов он не строит. Необходимые действия Предложить эмоциональную поддержку. Проработать суицидальные чувства. Чем более открыто человек расскажет об утрате ...