Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью.
Экспериментальные исследования в данной областиСтраница 4
Блок Эмоций – это определенные переживания, выражающие состояния отдельных мотиваций (степень их осуществления или неосуществления) и организма в целом. Существует набор первичных, заданных наследственно, базовых эмоций, на основе которых в ходе жизни образуются более дифференцированные и опосредствованные эмоциональные переживания. Любое личностное образование имеет ту или иную эмоциональную окраску.
Все компоненты структуры личности непрерывно взаимодействуют друг с другом, и через Субъекта - с Исполнительной психикой - с блоками сознания, познания, психомоторики и речи. Вся эта психическая система непрерывно взаимодействует с остальным организмом (телом) и окружающими природными и социальными средами, с Миром в целом.
Итак, личность является главной управляющей и регулирующей частью психики. Субъект – отдельный самостоятельный блок личности. В генотипе изначально прописаны блоки Базовой личности, Субъекта и базовых Эмоций. В онтогенезе идет как биологическое созревание некоторых составляющих Базовой личности, механизма Субъекта и механизмов Исполнительной психики, так и образование прижизненных блоков личности, отличающихся друг от друга степенью обобщенности своей направленности - от метанаправленности потребностей Базовой личности до конкретных образований Инструментальной личности.
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.
Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.
Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П. Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.
Профессиональный отбор. Методики, используемые для проведения профотбора
Профотбор – это специальная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению профессией, достижению определенного уровня мастерства, а также выполнения обязанностей в обычных и стрессовых условиях. Акцент делается на прогноз.
Виды профотбора:
* медицинский;
* физиологический;
* педагогический;
* психологическ ...
Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы,
детерминирующие развитие их профессиональной деструкции
Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Устав благочиния или полицейский", значительную часть кот ...
Психологическая установка, как один составляющих аспектов
(системообразующий фактор) бессознательного в понимании общей концепции Дмитрия
Николаевича Узнадзе в работах его учеников
Широкую известность получила выдвинутая и разработанная Дмитрием Николаевичем Узнадзе, его учениками и сотрудниками концепция психологии установки.
Как справедливо отметил Д.Н. Узнадзе - установка есть неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояни ...