ЗаключениеСтраница 1
Данная работа отражает аспекты становления агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются различные факторы, которые могут служить источником усвоения агрессивных моделей: семейные отношения, взаимодействие со сверстниками в детском саду или школе, влияние наиболее доступных подростку средств массовой информации таких, как телевидение и интернет.
В первой главе рассматриваются эти факторы, и проводится анализ возможного влияния и мощности каждого потенциального источника и примера агрессивности. Также проводится анализ результатов нескольких исследований о влиянии СМИ на поведение.
Во второй главе рассматриваются индивидуальные детерминанты агрессивности. Здесь анализируется взаимосвязь личностных образований индивида с агрессивностью, описываются некоторые черты характера, которые детерминируют определенные виды эмоциональных реакций. Помимо этого во второй главе поднимается тема о влиянии установок и ценностей на явление агрессии и, в свою очередь, влияние агрессивности на установки и ценности. Также здесь проводится сопоставление и сравнение стратегий и особенностей агрессивного поведения в гендерном аспекте.
Третья глава посвящена исследованию особенностей подростковой агрессивности. При помощи двух методик исследуется соотношение осознаваемого (вербального) уровня агрессивности с неосознаваемым (невербальным) уровнем. Также проводится исследование уровней враждебности. В результате исследования сформулированная ранее гипотеза подтвердилась, и было выявлено соотношение между осознанным и неосознанным уровнем агрессивности.
Исследование в рамках данной работы имело цель сопоставить уровни агрессивности и сделать акцент на осознанных компонентах агрессивного поведения. Ведь в настоящее время оградить ребенка от источников возможного усвоения моделей агрессии практически невозможно. Жизнь современного человека, начиная с ранних лет, происходит в сложнейшем переплетении различных социальных институтов, и совершенно невозможно полностью контролировать извне процесс усвоения информации ребенком в ходе социализации. Таким образом, возможно, следует обратить внимание именно на развитие в ребенке навыков сознательного контроля и рефлексии, усилить влияние на культивацию и поддержание этих навыков. Ведь благодаря наличию этих способностей, грамотному усвоению основ морали и культурных ценностей, а также адекватному пониманию социальных последствий собственного поведения – процесс внешнего контроля может стать второстепенной задачей.
Приложение 1
Таблица 1 - Полученные данные по методике Басса-Дарки и методике “Если бы я был оружием, то каким”.
№ |
№ испыт. |
Пол |
Возраст |
Вид изображенного оружия |
враждебность |
агрессивность |
1 |
1 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
21 |
2 |
2 |
м |
15 |
дальний бой |
12 |
12 |
3 |
3 |
м |
15 |
дальний бой |
13 |
18 |
4 |
4 |
м |
15 |
дальний бой |
11 |
20 |
5 |
5 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
24 |
6 |
6 |
м |
15 |
дальний бой |
8 |
27 |
7 |
7 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
23 |
8 |
10 |
м |
16 |
дальний бой |
5 |
18 |
9 |
5 |
ж |
15 |
дальний бой |
10 |
17 |
10 |
7 |
ж |
16 |
дальний бой |
12 |
30 |
11 |
8 |
ж |
16 |
дальний бой |
15 |
29 |
1 |
8 |
м |
15 |
дальн. Масс. |
11 |
20 |
2 |
9 |
м |
16 |
дальн. Масс. |
14 |
27 |
3 |
4 |
ж |
16 |
дальн. Масс. |
13 |
23 |
4 |
6 |
ж |
15 |
дальн. Масс. |
12 |
27 |
5 |
11 |
ж |
15 |
дальн. Масс. |
11 |
27 |
1 |
11 |
м |
16 |
ближний бой |
12 |
23 |
2 |
1 |
ж |
16 |
ближний бой |
13 |
16 |
3 |
2 |
ж |
16 |
ближний бой |
11 |
21 |
4 |
3 |
ж |
14 |
ближний бой |
12 |
17 |
5 |
9 |
ж |
15 |
ближний бой |
11 |
17 |
6 |
10 |
ж |
15 |
ближний бой |
12 |
19 |
7 |
12 |
ж |
15 |
ближний бой |
12 |
17 |
Историко-психологические проблемы самопознания
С
амопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит
"Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объ ...
Роль установок в запоминании в концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна. Задачи психологического исследования в понимании Сергея
Леонидовича Рубинштейна
Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.
Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается. Небезынтересно отметить ...
Деятельность и психика
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности, важнейшей формой которой является деятельность. Понятие психики тесно взаимосвязано с понятием деятельности в самом своем определении как способности мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулир ...