ЗаключениеСтраница 1
Данная работа отражает аспекты становления агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются различные факторы, которые могут служить источником усвоения агрессивных моделей: семейные отношения, взаимодействие со сверстниками в детском саду или школе, влияние наиболее доступных подростку средств массовой информации таких, как телевидение и интернет.
В первой главе рассматриваются эти факторы, и проводится анализ возможного влияния и мощности каждого потенциального источника и примера агрессивности. Также проводится анализ результатов нескольких исследований о влиянии СМИ на поведение.
Во второй главе рассматриваются индивидуальные детерминанты агрессивности. Здесь анализируется взаимосвязь личностных образований индивида с агрессивностью, описываются некоторые черты характера, которые детерминируют определенные виды эмоциональных реакций. Помимо этого во второй главе поднимается тема о влиянии установок и ценностей на явление агрессии и, в свою очередь, влияние агрессивности на установки и ценности. Также здесь проводится сопоставление и сравнение стратегий и особенностей агрессивного поведения в гендерном аспекте.
Третья глава посвящена исследованию особенностей подростковой агрессивности. При помощи двух методик исследуется соотношение осознаваемого (вербального) уровня агрессивности с неосознаваемым (невербальным) уровнем. Также проводится исследование уровней враждебности. В результате исследования сформулированная ранее гипотеза подтвердилась, и было выявлено соотношение между осознанным и неосознанным уровнем агрессивности.
Исследование в рамках данной работы имело цель сопоставить уровни агрессивности и сделать акцент на осознанных компонентах агрессивного поведения. Ведь в настоящее время оградить ребенка от источников возможного усвоения моделей агрессии практически невозможно. Жизнь современного человека, начиная с ранних лет, происходит в сложнейшем переплетении различных социальных институтов, и совершенно невозможно полностью контролировать извне процесс усвоения информации ребенком в ходе социализации. Таким образом, возможно, следует обратить внимание именно на развитие в ребенке навыков сознательного контроля и рефлексии, усилить влияние на культивацию и поддержание этих навыков. Ведь благодаря наличию этих способностей, грамотному усвоению основ морали и культурных ценностей, а также адекватному пониманию социальных последствий собственного поведения – процесс внешнего контроля может стать второстепенной задачей.
Приложение 1
Таблица 1 - Полученные данные по методике Басса-Дарки и методике “Если бы я был оружием, то каким”.
№ |
№ испыт. |
Пол |
Возраст |
Вид изображенного оружия |
враждебность |
агрессивность |
1 |
1 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
21 |
2 |
2 |
м |
15 |
дальний бой |
12 |
12 |
3 |
3 |
м |
15 |
дальний бой |
13 |
18 |
4 |
4 |
м |
15 |
дальний бой |
11 |
20 |
5 |
5 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
24 |
6 |
6 |
м |
15 |
дальний бой |
8 |
27 |
7 |
7 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
23 |
8 |
10 |
м |
16 |
дальний бой |
5 |
18 |
9 |
5 |
ж |
15 |
дальний бой |
10 |
17 |
10 |
7 |
ж |
16 |
дальний бой |
12 |
30 |
11 |
8 |
ж |
16 |
дальний бой |
15 |
29 |
1 |
8 |
м |
15 |
дальн. Масс. |
11 |
20 |
2 |
9 |
м |
16 |
дальн. Масс. |
14 |
27 |
3 |
4 |
ж |
16 |
дальн. Масс. |
13 |
23 |
4 |
6 |
ж |
15 |
дальн. Масс. |
12 |
27 |
5 |
11 |
ж |
15 |
дальн. Масс. |
11 |
27 |
1 |
11 |
м |
16 |
ближний бой |
12 |
23 |
2 |
1 |
ж |
16 |
ближний бой |
13 |
16 |
3 |
2 |
ж |
16 |
ближний бой |
11 |
21 |
4 |
3 |
ж |
14 |
ближний бой |
12 |
17 |
5 |
9 |
ж |
15 |
ближний бой |
11 |
17 |
6 |
10 |
ж |
15 |
ближний бой |
12 |
19 |
7 |
12 |
ж |
15 |
ближний бой |
12 |
17 |
Виды нарушений менструального цикла
Аменорея
Ряд нарушений менструальных функций, возникавших у женщин во время войны, описывались различными авторами. Далеко не всегда нарушения могли быть объяснены недостаточностью питания. Так, C. Whitacker и B. Barrera (1944 г.), исследовав во время войны 60 санитарок, которые питались удовлетворительно, но подвергались информационно ...
Факторы, способствующие девиации
Девиантам чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, является налаживание коллаборационистских (предательских, преступных) связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и в ...
Эксперимент как метод исследования возрастной психологии
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.
Выд ...