Экспериментальное исследование методом анкетированияСтраница 1
В качестве методов исследования мы выбрали методы наблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны.
Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы.
В течение трех недель мы наблюдали за учащимися (девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с классными руководителями и преподавателями, чтобы сформировалась картина взаимоотношений в классах, чтобы иметь общее представление об особенностях личности каждой девушки, об их интересах, взглядах и предпочтениях. Мы присутствовали на уроках, просматривали учебные журналы, собирая таким образом общую информацию об учащихся.
Нами была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов. Для данной возрастной категории (13-15 лет) мы считаем эти вопросы актуальными, потому что основной вид деятельности подростков (помимо учебно-трудовой деятельности) – это интимно-личностное общение. Основная цель данного вида общения – понимание и самораскрытие. В этом возрасте заметно возрастает потребность в общении, и растет его избирательность. Общение занимает особое место в жизни подростков: они ищут компании, сравнивают и отождествляют себя с другими, находят образцы для усвоения, строят свои отношения. Подросток хочет осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни. Характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников.
Анкета составлялась на основе методики исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) и методики многофакторного исследования личности Кеттела.
Целью исследования методики КОС-1 является выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей. Эти способности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Методика рассчитана на подростков в возрасте 12-16 лет. Она включает в себя 40 вопросов, на которые испытуемые дают ответы "ДА-НЕТ". Затем с помощью дешифратора определяется оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Пользуясь оценочной шкалой, экспериментатор определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей. Экспериментально установлено 5 уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) [7, с.281-283].
Масштабы, средства и время на создание методики Кеттела были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. Кеттел выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую (конформность – доминантность, алаксия (доверчивость) – протенсия (подозрительность) и т.д.). Опросник Кеттела 16PF содержит 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого, строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. При интерпретации уделяют особое внимание самым высоким и самым низким показателям. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность. Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений.
Первое занятие посвящено теме "Творчество".
В начале каждого занятия рассматриваем с учащимися репродукции картин разных художников. Рассматриваем и сравниваем деревенские пейзажи Клода Моне и "Хижины" Ван Гога, пейзажи А.И. Куинджи, А.И. Левитана, Мориса де Вламинка, В.Э. Борисова-Мусатова. Рассматриваем и сравниваем женские портреты "Портрет молодой женщины" ...
Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев
Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев
(20 января 1857, Сорали — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Б ...
Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слыш ...