Системный подход в изучении ответственности
Л.А. Косолапова, К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин и др. исследователи называют ответственность интегральным, системным качеством, которое может быть изучено "только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение (и его жизнь в целом)" [13, 98].
Исходя из принципов системного подхода, разработанных Б.Ф. Ломовым, к рассмотрению ответственности исследователи подходили с разных сторон [16]:
1) как к качественной единице, имеющей свои составляющие и способы их организации;
2) с точки зрения ее биофизического обеспечения и связи с проявлениями свойств нервной системы;
3) раскрытия индивидуальных особенностей проявления ответственности в жизнедеятельности различных групп испытуемых;
4) рассмотрение ответственности как многомерного образования; выявление иерархии многоуровневости составляющих ответственности;
5) установление рядоподобных качеств ответственности как полисистемного качества;
6) рассмотрение детерминации ответственности в различных планах: динамическом и содержательном, личностном и индивидном, биологическом и социальном;
7) анализ ответственности в развитии путем ее сопоставления в различных половозрастных группах.
Говоря о структуре ответственности, А.Г. Спиркин выделяет, что она "образуется из нескольких слагаемых: свободы воли, осознания долга, социальных мер воздействия на субъекта в ответ на его социально значимые поступки" [24, 294].
В.Ф. Сафин предложил рассматривать ответственность как "сплав мотивационно-аффективного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-поведенческого образования" и говорить об "интегральности ответственности как свойства самоопределившейся личности, синтезирующего все стороны развития субъекта как социального деятеля" [20, 102]. "В ответственности, - продолжает В.Ф. Сафин, - в единстве выступают мотивирующее, регулирующее, контролирующее, исполнительское начало поведения, принципы и убеждения субъекта" [Там же].
Т.Н. Сидорова [21] структуру социальной ответственности представляет как единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого. Причем в общей структуре ответственности она выделяет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:
1) субъекта ответственности (кто отвечает);
2) объекта ответственности (за что отвечает);
3) инстанции ответственности (перед кем отвечает), и внутреннюю структуру, которая включает:
- правильное понимание человеком социальных норм (правовых и нравственных) ответственного поведения, предвидение последствий своей деятельности;
- ответственную мотивацию ответственного поведения (систематическое выполнение своих обязанностей, доведение порученного дела до конца и т.п.).
Что следует и чего не следует делать
Что следует делать
Слушать, проявлять эмпатию и сохранять спокойствие;
Оказывать поддержку и проявлять заботу;
Относиться к ситуации серьезно и оценить степень риска;
Задавать вопрос о предыдущих попытках;
Обсудить возможные варианты решения, кроме самоубийства;
Задать вопрос о наличии плана самоубийства;
Выиграть время - заключи ...
Психология коммуникативно-профессионального общения
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной ...
Умения, навыки и привычки
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий ил ...