RSS Feed

Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе
Страница 2

Психология » Одаренность детей дошкольного возраста » Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе

Деловые отношения в дошкольном возрасте в первую очередь возникают в общении детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре игрового взаимодействия.

В группе детей с высоким уровнем развития умственных способностей старшего дошкольного возраста в условиях совместного воспитания и обучения складываются взаимоотношения, отличные от взаимоотношений в обычной группе детского сада.

Наиболее ярко специфика взаимоотношений одаренных детей выступает на уровне межличностных и деловых отношений.

Благополучно складывающиеся взаимоотношения в группе умственно одаренных детей имеют свою специфику. Она проявляется в том, что большая часть членов этой группы занимает в структуре взаимоотношений благоприятное положение, и тем, что они объединены друг с другом более интенсивными эмоциональноположительными привязанностями.

Благоприятно складывающиеся межличностные отношения не исчерпывают специфику взаимоотношений в группе одаренных детей. В игровой ситуации одаренный ребенок не стремится играть в одиночку. Он зачастую организовывает совместную игру, вовлекая в нее большинство или всех членов группы. Уже на первоначальных этапах совместной игры деловые отношения детей начинают приобретать характер соперничества. Одаренный ребенок зачастую пытается настоять на том, чтобы остальные играли именно в его игру, не предпринимает попыток договориться, игнорирует предложения других детей, либо в преобразованном виде выдает за свои. В ходе игры часто применяет индивидуальное решение.

При возникновении игровых конфликтов одаренные дети, как правило, не стремятся к конструктивным деловым отношениям. Если кто-нибудь из них видел (или считал), что предложенный другим ребенком сюжет игры более интересен и поддерживается большинством, или находил свою роль малоинтересной (а изменить ее не представлялось возможным), то в таких случаях большинство детей пыталось воздействовать на партнеров в скрытой форме, а не в прямом обсуждении конфликта. Как и у их сверстников, чаще всего бывают "аргументы " и "словесные воздействия ".

В старшем дошкольном возрасте наиболее часто возникают конфликты по поводу правильности игровых действий, из-за ролей и игрушек как атрибутов роли, крайне редко "по поводу выбора общей темы игры "[26]. В группе же одаренных детей конфликты происходят в основном по поводу сюжета игры и из-за ролей. Причем содержание и специфику конфликтной ситуации определяет соперничество детей. Так, например, если в обычной группе детского сада конфликт из-за ролей сводится к стремлению исполнять привлекательную роль и нежеланию исполнять непривлекательную, то у одаренных детей он определялся их стремлением к тому, чтобы роль другого не была самой привлекательной.

Конкурентность деловых отношений одаренных детей проявляется и на занятиях. Даже в ситуации, когда перед ними специально ставится задача организовать совместную познавательную деятельность, дети не обсуждают свои мнения, а высказывают их непосредственно взрослому, демонстрируя свои знания. При этом дети были очень внимательны к ответам других и в некоторых случаях, как и при игровом взаимодействии, могут выдавать их в несколько измененном виде за свои собственные. В случае общей продуктивной деятельности они часто прибегают к такой форме распределения функций совместной деятельности, как решение за другого.

Деловые отношения в группе одаренных детей нарушались в зависимости от ситуации. На занятиях, где доминирetn стремление детей продемонстрировать свои способности взрослому и/или другим детям, такие нарушения приводили либо к отказу от организации совместной деятельности, либо к ее разрушению на первоначальных этапах. В ситуации игровой деятельности, где доминирetn стремление детей играть вместе, неконструктивность деловых отношений не нарушала совместной деятельности, однако существенно сказывалась на структуре ролевого взаимодействия детей они не выстраивали или не сохраняли на протяжении всей игры иерархию ролей.

Специфика взаимоотношений одаренных детей во многом определяется их личностными особенностями. Они отличаются тенденцией к демонстративности, которая у большинства детей связана со стремлением реализовать себя в деятельности. У тех же немногих детей, которые имеют негативный социальный опыт (полученный как в общении с близкими людьми, так и со сверстниками), препятствующий такой реализации, демонстративность проявляется либо в плане воображения, либо в негативных формах поведения: капризах, плаче, уходе с занятий, выходе из игры и т. п., но крайне редко в форме прямой агрессии. В то же время у многих одаренных детейощущается потребность в общении, в основном со взрослыми, но и сверстники представляют для них большую ценность.

Страницы: 1 2 3


Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма
Наблюдение в психологии труда – это специально организованное установление фактов и их фиксация. Особенное внимание уделяется принципам организации работы, строгая процедура получения и фиксации задач. В научном наблюдение – специально организованный объект наблюдения, длительные временные отрезки, отводимые для изучения одних и тех же ...

Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия. Объектом исследования стала психика базового персонала торгового предприятия. Предмет исследования – мотивация базового персонала торгового предприят ...

Классификационные признаки трудовой деятельности
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижения научно-технического прогресса – характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда. ...