RSS Feed

Рассмотрим ещё одну классификацию – по категориямприл.2
Страница 1

Психология » Классификация видов общения » Рассмотрим ещё одну классификацию – по категориямприл.2

По категориям общение можно разделить на межличностное, личностно – групповое

и межгрупповое.

Чтобы было понятнее, давайте представим класс. А теперь ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидит рядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир – симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошли выходные, смотрит модные журналы. В то же время Даше всё равно, что думает о ней Вера и симпатичный Володя, а Володя совсем недавно появился в этом классе и ещё не определился, кто ему больше нравиться Катя или Света. Всё это и называется межличностным общением. Но стоит войти в класс Марии Петровне, и общение из межличностного превратиться в лично – групповое. Это общение, в котором один участник – личность, другой – коллектив. В данном случае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым (коллективом) – все, кто присутствует на уроке. А после уроков в актовом зале проходит награждение победителей математической олимпиады, где должны присутствовать все 10 –е классы (10 «а», 10 «б», 10 «в») теперь это уже межгрупповое общение.

Но если во время этого мероприятия наша Катя поделиться секретом о том, как она гуляла с Володей, с Юлей из 10 «в», то это уже опять межличностное общение. А вот если Даша из 10 «а» от имени всего класса объявит благодарность всему 10 «в» и примет её ученик Петя, то это общение уже межгрупповое.

Ещё общение можно классифицировать по степени опосредованности.

Общение может быть непосредственным и опосредованнымприл.3.

Непосредственное – это когда общение происходит без каких – либо промежуточных звеньев, например, Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урока математики.

Если же Володя пригласит Катю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это уже опосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники.

Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.

Существуют ещё не одна классификация видов общения, некоторые из них в виде схем даны в приложенииприл.4.

Изучив некоторые из существующих классификаций видов общения, осмелимся составить ещё одну схему классификации общения. И попробуем с помощью этой схемы проанализировать один из видов общения. Представим себя покупателем в магазине, где Вы Даша, вступаете в общение с продавцом Галей, покупая себе кофточку. Вы, увидев понравившуюся вещь, спрашиваете у продавца какие есть расцветки, размеры, интересуетесь ценой. Продавец, мило улыбаясь, расхваливает товар, предлагает померить и т.д. итак, какое же это общение? Используя представленную ниже схему, можно предположить, что это гуманистическое (если продавец честен, ни чего не скрывая, рассказывает о достоинствах и недостатках этой вещи), но возможен вариант, что это общение – манипулятивное, если продавец расхваливает вещь, скрывая от Вас некоторые, может быть очень существенные недостатки и любыми средствами вынуждает купить эту вещь. Ещё это общение формально-ролевое (Даша в данный момент в роли покупателя, Галя в роли продавца). (Между вами ничего личного, сплошные формальности). Также это общение носит деловой характер (Вы пришли по делу – купить кофточку, продавец со знанием дела старается её продать). Ещё это общение межличностное (Даша и Галя и ни кого больше). Неопосредованное (между Дашей и Галей нет посредника), вербальное (используется речь), наверняка дополнено невербальным - жесты (показываем какая именно кофточка понравилась), мимика (делаем ошеломлённое лицо, когда слышим цену). Далее это общение контактное, т.к. Вы вступаете в контакт находясь рядом с продавцом. Также это общение является диалогическим, т.к. Даша и Галя ведут диалог. И, наконец, оно кратковременное Даша купила кофточку, ушла домой и забыла о Гале. Конечно данная схема наверняка не идеальная. Но это ещё одна попытка усовершенствовать классификацию видов общения. Приложение 5.

Страницы: 1 2


Особенности кризиса развития. Различные подходы к кризису развития
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также ...

Когнитивная психология р.л.солсо. Установка и решение задач
Для Р.Л. Солсо мышление - это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач[29]. Решение задач - это мышление, направленное на решение кон ...

Одаренность:теоретические вопросы. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С д ...