RSS Feed

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Страница 7

Психология » Периодизация детства по Эриксону » Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

На этой стадии развития возникает мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти.

Напротив отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, ибо слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. Это состояние можно передать словами русского поэта B.C. Высоцкого: «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины».

В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности. Но поскольку позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и «добродетели» имеют два полюса.

Так базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ – ОТДАЛЕНИЕ;

автономность против стыда и сомнения – ВОЛЮ – ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;

инициативность против вины – ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – АПАТИЮ;

трудолюбие против чувства собственной неполноценности – КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ИНЕРЦИЮ;

идентичность против диффузии идентичности – ВЕРНОСТЬ – ОТРЕЧЕНИЕ;

близость против одиночества – ЛЮБОВЬ – ЗАМКНУТОСТЬ;

порождение против самопоглощенности – ЗАБОТА – ОТВЕРЖЕНИЕ;

эгоинтеграция против потери интереса к жизни – МУДРОСТЬ – ПРЕЗРЕНИЕ.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Типы насилия в семье и его причины
Семья обычно рассмаривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, противоположное часто оказывается истиной. Насилие широко распространено в семьях. Злоупотребления против детей, супруга/супруги и другие формы физического насилия происходят больше чем в половине всех американских семей . ...

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация переда ...

Предподростковый кризис
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отн ...