RSS Feed

Теория деятельности

Теория деятельности связывается с именем Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия и др. отечественных психологов. Основным постулатом данной теории является постулат о том, что «бытие, деятельность человека определяют его сознание».

Деятельность человека состоит из нескольких неравновесных уровней:

Уровень психофизиологических функций

(низший уровень). Психофизиологические функции – физиологическое обеспечение психических процессов деятельности. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Особенностью психофизиологических функций является то, что они достаются человеку «от природы». Психофизиологические функции включают способности к ощущению (сенсорные функции), к образованию и фиксации следов прошлых воздействий (мнемонические функции), двигательные способности (моторные функции) и т. д. Особую роль играют моторные функции, которые делятся на врожденные (основанные на безусловных рефлексах) и приобретенные (в основе лежат условные рефлексы);

Уровень операций (уровень автоматических действий и навыков).

Операции – способ выполнения действия. Для достижения одной и той же цели при различных (внутренних и внешних) условиях могут быть использованы различные операции. Цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. Особенность операций состоит в их малой осознанности.

Уровень действий (ядро иерархического построения). Действие – основная единица анализа деятельности – процесс, направленный на выполнение цели, реализуемый во внешнем и внутреннем плане. При этом цель – это образ, который человек, выполняя определенную деятельность, постоянно держит у себя в сознании. Т. о., действие – это сознательное проявление активности человека, за исключением тех случаев, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта;

Уровень особых видов деятельности (высший уровень; совокупность действий,

которые вызываются одним мотивом). На этом уровне деятельность разворачивается в своей личностной проблематике, актуализируя проблемы индивидуального стиля и личностного смысла. Под личностным смыслом понимают переживание субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшиеся в поле действия ведущего мотива. При большой интенсивности ведущего мотива, увеличивается круг предметов, приобретающих личностный смысл. В некоторых случаях очень сильные мотивы способны придать смысл всей жизни человека. При утрате этого мотива жизнь и деятельность теряют смысл.


Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи социального капитала и мотивации сотрудников международной организации. Инструментарий исследования, основные показатели и способы обработки данных
В исследовании приняло участие 47 человек, которые являются сотрудниками международной компании – производителе продуктов питания «Нестле». В выборку преимущественно вошли люди с высшим образованием, в возрасте от 20 до 53 лет, из них 26 женщин и 21 мужчина. Кол-во респондентов Возраст Пол, чел. 47 Me = 30 Муж. – 21 ...

Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я
Различают методы орг-ции иссл-ния:1.Экспер-ное исс-ние, систематическое наблюдение, корреляционное исс-ние. Особенность в том, что иссл-ль пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.2. Естественные экс-нт и наб-ние, беседа и др. Они применяются для выявления особенн ...