Деятельность и психикаСтраница 1
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности, важнейшей формой которой является деятельность. Понятие психики тесно взаимосвязано с понятием деятельности в самом своем определении как способности мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Одним из составляющих психики являются психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и т. д.), развитие и функционирование которых напрямую зависит от деятельности. С другой стороны психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, общения, игры, обучения и труда. Человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Психические процессы не только участвуют в деятельности, но и развиваются в ней и сами представляют собой особые виды деятельности. Так, в деятельности формируются основные виды восприятия: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства, которые в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества.
Тесно связано с деятельностью и воображение, т. к. невозможно представить или вообразить себе то, что никогда не встречалось в деятельности. Даже наиболее оторванные от действительности образы воображения всегда имеют под собой основу уже встречавшуюся в деятельности. Процесс запоминания лучше осуществляется в деятельности, и само запоминание представляет собой особого рода мнестическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Процесс припоминания также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вспомнить материал.
Понятие мышления в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление). В других случаях деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.
Тесно связана с деятельностью и речь, которая представляет собой особого рода деятельность – «речевую деятельность».
В деятельности происходит формирование и другой составляющей психики – психических свойств, к которым относятся основные свойства личности, такие как темперамент, характер, способности.
Так, темперамент способен оказывать влияние на динамику деятельности, изменяя ее продуктивность. В связи с этим при подготовке некоторых специалистов проводится психологическое тестирование для определения типа темперамента человека и его профессиональной пригодности. Для каждого типа темперамента характерны индивидуальные приемы работы: чередование фаз труда и отдыха, выработка определенного темпа и т. д.
Формирования характера происходит в тесной связи с различными видами деятельности человека. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность, в школе – учебная, у взрослого человека – трудовая.
Теоретические основы понятия деструктивного развития личности.
Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных
авторов
Взаимосвязь человека с профессией долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию, обусловливалось стремлением повысить эффективность труда человека, ...
Приложения
Приложение №1. Бланк для ответов опросника формально-динамических
свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова
Бланк для ответов
Фамилия Имя Отчество .
Образование Род занятий (профиль учебы) .
Пол Возраст .ммммммммм 1 — не характерно, 2 — мало характерно,
3 — довольно характерно, 4 — характерно.
№
1
2
3
4 ...
Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям
и особенности данных профессий
Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения ...