Сознание и деятельность
Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней. Человек, движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлено действие, чем действовал, пока он этого не осознавал. Факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, ее течение и характер. Деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды, она начинает по-иному регулироваться.
Осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе деятельности: действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель. Так, по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они входят в более обширные общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходят в подсознание. Сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления, – которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание – это не внешняя сила, которая извне управляет деятельностью человека, а предпосылка и одновременно результат деятельности.
Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок). Сознательное действие отличается от неосознанного своей структурой, отношением к ситуации, в которой оно совершается, и своим протеканием. От реакции сознательное действие отличает иное отношение к объекту: для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий, а действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. По мере того, как формируется предметное сознание происходит преобразование реакции в сознательное действие. Действие, становится поступком по мере осознания отношения этого действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям и по мере регулирования сознанием этого действия.
На различных этапах развития сознания происходит изменение внутренней природы действия или актов поведения, влекущее за собой изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. В связи с этим структура сознания может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия.
Всякое переживание субъекта всегда и неизбежно является переживанием чего-то и знанием о чем-то. Внутренняя природа любого переживания определяется опосредованно через отношение его к внешнему, объективному миру. Переживание не возможно без соотнесения его с объектом, на который оно направлено. Однако внешняя сторона акта не определяет его однозначно. Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание, выражающееся в его мотивах и целях.
Единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение, одно – в идеальном, другое – в материальном плане.
Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слыш ...
Классификационные признаки трудовой деятельности
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижения научно-технического прогресса – характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности.
Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда. ...
Результаты изучения личностных особенностей
родителей
Таблица 2. Результаты изучения личностных особенностей родителей
Š
Кеттел
пп
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
1.
1
3
1
1
1
2
2
4
1
1
2
3
1
2
2
2
2.
2
5
1
2
1
2
2 ...