Общение и деятельность
Общение является первой социальной потребностью ребенка, его первой деятельностью. Через него происходит освоение ребенком всех остальных видов деятельности, будь то игра, учебе или труд. Вначале развития ребенка общение является единственным видом его деятельности и поэтому имеет особенно большое значение. Потребность младенца в общении удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми. По началу это невербальное общение: ребенок не понимает слов, но понимает ласковую интонацию, поглаживание и т. д. Недостаток такого общения приводит к замедленному эмоциональному развитию ребенка («эффекту госпитализма»), что тормозит его общее развитие. Постепенно ребенок начинает осваивать пассивную речь: он понимает обращенные к нему слова, реагирует на них должным образом. В возрасте полутора лет у ребенка постепенно начинает складываться активная речь: он произносит вначале отдельные слоги, затем слова и целые предложения.
На каждом возрастном этапе в процессе формирования личности общение со взрослыми выполняет специфические функции. На первых стадиях развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В процессе общения со взрослыми у ребенка формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность. Собственно коммуникативная деятельность выделяется лишь на шестом-седьмом году жизни ребенка.
Через общение ребенок постигает такую форму деятельности как игра. Вначале игры носят предметный характер. Постепенно, в процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок начинает осознавать собственное «Я» и осваивать ролевые игры. Игровое общение способствует формированию и закреплению дисциплинированности, ребенок учится контролировать свое поведение, соотнося его с соответствующей ролью.
Общение со взрослыми на протяжении младшего школьного возраста остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка. Однако к концу этого этапа общение со сверстниками начинает играть все более значительную роль. В подростковом возрасте общение со сверстниками выступает на первый план. Основная функция этого общения состоит в формировании в процессе совместной деятельности способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе. Общение со взрослыми людьми является необходимым условием нормального психического и личностного развития ребенка. Это убедительно доказали исследования, т. н. «детей-маугли», которые в начале своего развития по тем или иным причинам были лишены общения с людьми. Они общались только с животными. В результате у этих детей не сформировались речь, они сильно отставали в психическом развитии от сверстников, их трудно было назвать личностями.
Общение обладает способностью значительно облегчать деятельность. Так, насколько бы трудной не казалась задача одному человеку, она будет легко решена коллективом. Особенно важно общение при решении творческих задач. В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми для получения от них информации, сообщать ответную. Т.е. общение выступает как часть деятельности (общение первого рода). Однако, произведя продукт или услугу, человек тем самым обеспечивает общение второго рода – общение как продолжение себя в другом. Т.о., общение и деятельность составляют неразрывное единство.
Сравнение и математическая обработка результатов эксперимента в контрольной
и коррекционной группах
Полученные данные статистической обработки результатов контрольного эксперимента в контрольной и коррекционной группах представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты статистической обработки данных контрольного эксперимента
Средний ранг контрольной группы
Средний ранг коррекционной группы
U критерий Манна-Уитни
Уровень зн ...
Констатирующий эксперимент исследования депрессии в контрольной и
коррекционной группах
Испытуемые контрольной и коррекционной групп были протестированы с помощью шкалы Гамильтона для выявления уровня выраженности депрессии.
По результатам данного тестирования были получены результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и коррекционной группах
Контрольна ...
Бланк ответов
Подсчет баллов
Показатели
Номера высказываний
Нормы
Адаптивность
4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41,
(68-170) 68-136
44, 47, 51, 53, 55, 61, 63,
67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91,
94, 96, 97, 98
Дезадаптивность
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28,
(68-170) 68-136 ...