RSS Feed

Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного
Страница 2

Психология » Особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста » Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного

«Найди два одинаковых предмета».

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Детям предлагалось найти и показать, затем объяснить в чем схожесть этих двух предметов.

«Выкладывание узора из мозаики».

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Здесь нужно по образцу выложить из мозаики букву или простой узор.

Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности:

найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата;

найди в предметах знакомые геометрические фигуры;

затем предлагается просто материал, состоящий из множества различных геометрических фигур;

сколько здесь кружков, треугольников, квадратов?

Игры «Что слышно?», «Слушай звуки», «Разведчики» направлены на развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания, а также на развитие моторно-слуховой памяти, координацию движений.

Для родителей рекомендуется комплекс тематических бесед:

Внимание и его роль в учебной деятельности.

Возрастные особенности внимания дошкольников.

Можно ли управлять вниманием дошкольника?

Нарушение внимания в детском возрасте.

Психолого-педагогическая помощь детям – дошкольникам с нарушением внимания.

Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Нами было выявлено, что для поддержания внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание возникает в силу свойств объекта или связано с особенностями воспринимающего субъекта. Формально-динамические приемы поддержания внимания основываются в основном на причинах первой группы. Известно, что интенсивность раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно, воспитателю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ, использование жестов. Считается, например, если воспитатель делает несколько шагов навстречу детям, внимание усиливается, если отходит - ослабевает. Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры изложения.

Поддержанию внимания не мешает тихая, спокойная музыка, ритмические негромкие звуки.

Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

Наряду с общими закономерностями внимания воспитателю важно знать возрастные особенности внимания дошкольников. Внимание дошкольников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Дошкольникам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуется использовать на занятиях, чередуя умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь на характерные для возраста особенности внимания, воспитатель должен обучать дошкольников управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

Страницы: 1 2 


Особенности профессии пожарного. Исторический аспект становления профессии пожарного.
В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению бо ...

Проблема индивидуальных различий
Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем, с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружаю ...

Психология речи. Виды и функции речи. Мышление и речь
Речевое общение развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово – разновидность знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значе ...