RSS Feed

Психокоррекционная работа депрессии у бизнесменов
Страница 1

Психология » Исследование депрессивных состояний бизнесменов » Психокоррекционная работа депрессии у бизнесменов

Депрессия - заболевание, достаточно часто встречающееся в медицинской практике. Она прежде всего проявляется в аффективной сфере и сопровождается выраженными соматическими, мотивационными, вегетативными расстройствами. В терапии депрессий развивается два направления: фармакологическое и нефармакологическое.

Широко распространенная и вполне обоснованная фармакотерапия депрессии является все же в 25% случаев недостаточно эффективной в связи с плохой переносимостью препаратов и резистентностью самого заболевания. [23, с. 91]

В связи с этим существенную роль играют и нефармакологические методы лечения, которые имеют также свое патогенетическое обоснование.

К ним относятся:

- психотерапия;

- дыхательно-релаксационный тренинг;

- светотерапия (фототерапия);

- депривация сна (лишение сна);

- электросудорожная терапия. [24, с. 81]

Психотерапевтические методы лечения делятся на психодинамическую, недирективную, рациональную и межличностную психотерапию. [23, с. 164]

Основные принципы психодинамической терапии

были разработаны Буллаком. Выделяется десять важнейших психических проявлений, подлежащих исследованию и коррекции (самооценка, самобичевание, гнев, разочарование, чувство утраты, нарциссизм, отрицание скрытого гнева и т.д.). Классический психоанализ при выраженной депрессии не показан.

Недирективная

психотерапия основана на концепциях Роджерса, Маслоу и Перлса. Больной высказывает свои мысли и чувства, а психотерапевт, не навязывая своих интерпретаций, помогает разобраться в себе. Важным условием лечения служит эмпатия - умение психотерапевта поставить себя на место больного, посмотреть на мир его глазами. Основное внимание направлено на текущую ситуацию.

Рациональная

психотерапия направлена на устранение иррациональных идей, высказываемых больными депрессией. Она более эффективна у больных депрессией по сравнению с психодинамическим методом. Имеются указания, что она сопоставима или даже более эффективна, чем медикаментозная терапия, особенно при легкой и умеренной депрессии. [26, с. 79]

Межличностная

психотерапия разработана Клерманом, Вейсманом и др. Она улучшает социальную адаптацию больных и межличностные контакты, уменьшает скрытность больных, дает возможность выразить свои мысли и чувства. Показано, что межличностная терапия в отношении некоторых проявлений депрессии, например, в отношении социальной дезадаптации, способна эффективно уменьшать ее, что сопоставимо с лекарственной терапией.

Таким образом, следует отметить, что психотерапия особенно эффективна при легкой или малой депрессии, характеризующейся снижением настроения и некоторыми соматическими жалобами. В целом следует отметить, что психотерапию должен проводить опытный специалист. Однако лечение вегетативных нарушений и расстройств сна лучше корригируется сочетанием с медикаментозной терапией.

Дыхательно-релаксационный тренинг (ДРТ). Депрессивные расстройства нередко сочетаются с тревогой, по данным А.Ф. Шатцберг (1995 г.), в 31 - 62%. Поэтому в этих случаях целесообразно применять ДРТ, который сочетает в себе элементы психической и мышечной релаксации с экскурсиями грудной клетки в ритме вдох - выдох. При проведении ДРТ необходимо соблюдать несколько принципов: постепенное включение в дыхание диафрагмы, формирование определенного соотношения между длительностью вдоха и выдоха - соотношение 1:2. Переход на брюшной тип дыхания вызывает рефлекс Геринга-Брейера, который способствует уменьшению активности ретикулярной формации ствола мозга, снижению психического напряжения, уменьшению гипервентиляционного синдрома и тревоги. Уреженное и углубленное дыхание оптимизирует процессы легочной вентиляции и диффузии, улучшает микроциркуляцию. [24, с. 112]

Страницы: 1 2 3


Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классификации памяти
Память – психический процесс, который заключается в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения. Заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое с настоящим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа пси ...

Экспериментальное исследование взаимосвязи родительской ответственности и особенностей взаимодействия родителей с детьми. Характеристика выборки и описание процедуры исследования
Учитывая актуальность проблемы изучения родительской ответственности, нами проведено следующее исследование. В начале исследования было сделано предположение о том, что существует связь между уровнем развития ответственности и особенностями взаимодействия родителей с детьми. Исследование проводилось на выборке, состоящей из 40 родител ...

Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала
Творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию — отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Творчество реализуется с помощью «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом. Творчество есть жизнь бессознательного. Мех ...