RSS Feed

Парадигмальный
Страница 1

Психология » Основы психологии » Парадигмальный

Психология, кот. занимался Вундт приняла 2 облика: структурализм и функционализм.

Структурализм: главная задача психологии – экспериментальное иссл-е стр-ры созн-я. Усилия школы б. направлены на поиск исходных инструментов психики и способов их структурирования. Последователь Вундта – Титченер

. Созн-е имеет свой собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явления. Психологич. анализ следует очистить от предметной направленности сознания. Нужен такой язык, кот. бы позволил говорить о психической материи в ее непосредственной данности.

Функционализм: Брентано

. Главная проблема: чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Сознание активно, направлено на объект (интенция). Эта хар-ка ограничивает психические явления от физических. Форма актов: акты у объекта не существует, акты возникают только при направленности сознания на объект. Брентано отвергал лабораторный эксперимент. "Эти эксперименты извращают реальные психич. процессы и феномены, кот следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их течением.

Вюрцбургская школа: сначала в лаборатории определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции. Экспериментатора интересовали психические образы, т.е. эффекты действий исп-го, а не сами действия. Важное достижение этой школы – изучение М-я стало приобретать психические контуры. Раньше считалось, что М-е – это законы логики. Теперь М-е имеет собственные св-ва и закон-сти. Представители - Бюлер

, Зельц

. Развитие функционализма в америк. психологии: Джемс

считал предметом психологии "поток сознания", т.е. непрерывность работы сознания. Сзн-е еще и избирательно, в нем всегда происходит отклонение или принятие. Джемс подчеркивал, что важно изучать работу сзн-я, а не его стр-ру. Он уделил большое внимание Л-ти , понимал ее как интегративное целое. Выделил познавательный (наше эмпирич. "Я", кот. мы сознаем как нашу Л-ть) и познающий (наше чистое "Я") элемент. Дьюи

: требовал перейти к новому пониманию предмета психологии. Признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде акт-ти. Созн-е один из этих моментов. Оно возникает, когда координация м/д организмом и средой нарушается и орг-зм, чтобы выжить вынужден приспосабливаться к новым обстоятельствам. Чикагская школа – группа функционалистов: учение о психических операциях. Операции выполняли роль посредника между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания – аккомодация к новому.

В силу нараставшей слабости функционализма – развитие бихевиоризма. Предмет психологии – поведение, а не сознание. Торндайк

: экспертные исследования ассоц. процессов у животных. Считал, что природа интеллекта и его функционирования м.б. изучены и оценены без обращения к идеям функц-зма. Ассоц-я – это связь м/д движением и ситуацией. Принцип проб и ошибок – весь процесс научения – это приобретение новых форм поведения, у животных – связь стимула и реакции. Сферой психики оказывается взмд-е м/д организмом и средой. Поведение – это объективно наблюдаемая с-ма, реакция организма на внеш. и внутр. стимулы. В рус науке это понятие у Сеченова, Павлова, Бехтерева. Уотсон

: реально лишь то, что м. наблюдать, поэтому все поведение д.б. объяснено по схеме "стимул – реакция". Всеми реакциями м. управлять. Научение более широкое понятие, чем обучение, т.к. включает в себя целенаправленный процесс обучения знанию. Т.о. иссл-я развития психики – иссл-е формирования поведения, связей м/д стимулом и реакцией.

Психоанализ. Фрейд

: Методы: ан-з свободно высказываемых ситуаций, толкование сновидений, гипноз.

Гештальт – психология (Каффка, Келлер

) явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности. Лейпцигская школа. Главное понятие – понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чув-вом. Гештальт – целостная, образная стр-ра, не сводимая к сумме составляющих его ощ-щений. Отрицание прошлого опыта в формировании образов. Гуманистическая психология: ч-к – целостное психическое образование, кот. возникло в процессе жизнед-ти в общ-ве. Ч-к – продукт личностного опыта. Целостный подход к человеку. Роджерс

: ч-к изначально добрый. Центр. понятие –Л-ть, "Я-концепция". Принцип: безоценочность, "+" восприятие человека. Метод: интерактивная терапия: реализация условий, необходимых для возникновения человеческих отношений. Маслоу

: т. актуализации. Ч-к д. непрерывно стремиться к самовыражению, реализовывать свои потенциалы. Пирамида потребностей (физилологич, безопасность, любовь, уважение и высшая – познание).

Страницы: 1 2


Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных ...

Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности
Под эмоциями в психологии понимают особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость (смысл, отношение к потребностям) для индивида явлений и ситуаций, внешних и внутренних раздражителей. Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, в том числе и профессиональную, проникают ...

Психодиагностические методы: классификация и характеристика
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные. К организационным методам (эти методы действуют на протяжении ...