Становление и развитие отечественной психологической наукиСтраница 1
1.Социокультурные корни. В 60-е гг. 19 в. ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии. В 60-70-е гг. 19 в. – освобождение от крепостного права и общее раскрепощение человеческой личности. Происходит осознание своей самобытности, появляется стремление описать свои национальные психологические качества. Первая попытка осмыслить национальный характер опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежала Н.И. Надеждину в 30-е гг. 19 в., кот. предложил программу широкомасштабного описания самими русскими собственных особенностей многие ее поддержали.
2.Отечественная психологическая наука 2опл. 19 в. Середина века. Начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета. Расцвет естественных наук в России наложил естественнонаучный, материалистический отпечаток на развитие психологии. Два направления в проблеме человека. Необходимо было разработать методологию, что привело к вопросу, какой психологии надлежит быть – естественной или гуманитарной, а также на основе какой науки формировать психологию – философии или физиологии. Эти направления сложились в две концепции построения психологии. 1) Чернышевский – антропологический принцип. От Сеченова до Павлова и Ухтомского – его развитие. Это естественнонаучное течение. 2) Юркевич и Соловьев – теологический принцип. Бердяев, Трубицкие, Франкл – развивали его. Это религиозно-философское течение. Борьба этих двух направлений дало много учений, и каждое направление развивалось. Чернышевский Идея единства человеческого организма в противовес дуализму. Психика как один из жизненных процессов этого организма не является самостоятельной сущностью и не требует, чтобы быть познанной иными средствами, чем те, которыми наука добывает истину о других вещах. Т.е. применение методов, которые используются для познания других вещей. Юркевич - первый оппонент Чернышевского. Аргумент – его учение о двух опытах (мы познаем человеческое существо двояко): внешними чувствами (тело и его органы) и внутренними чувствами (душевные явления). Метод – субъективный. Шел по пути от Декарта (понятие рефлекса). Кавелин о культурной детерминации психики. Исследовал проблемы нравственности в разных ее аспектах. В его концепции зарождаются контуры отечественной психологии личности – идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. Потебня: язык народа как орган, образующий мысль. Принцип историзма – это анализ эволюции умственных структур, которыми оперирует отдельный индивид, впитывающий эти структуры, благодаря усвоению языка. Изменение социальной ситуации в кон.19 в. В России образовались два группы интеллигенции, которые занимались проблемами гуманитарных наук. 1) либерально-народнические взгляды – общечеловеческий с европейским укладом путь развития России. 2) самобытный путь развития России. Они влияние на методологические основы психологии. Разочарования в психологической науке и поворот к религии и мистике. Конец 19 – начало 20 в. – переориентация психологии с материалистической на идеалистическую, связанную с философией и социологией. Научные причины – развитие психологии показало невозможность применения к ней естественнонаучных методов в полном объеме, в особенности к исследованиям явлений гипнотизма, бессознательных структур психики.
Сознание и деятельность
Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней. Человек, движимый каким-нибудь влечением, будет д ...
Типы депрессии
Сильная Депрессия. Тяжелая форма болезни, которая длится, по меньшей мере, две недели. Если ее не лечить, то длительность обычного приступа при осложнениях может быть шесть или более месяцев. Кроме того, отсутствие лечения в таких случаях увеличивает риск повторного приступа спустя некоторое время.
Хроническая Депрессия. Слабая длитель ...
Коррекционная работа по развитию внимания(формирующий эксперимент). Принципы проведения и задачи коррекционной работы
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В ней дети не только получают новые знания, но и реализуют свои впечатления, основные духовные потребности. До недавнего времени основной акцент важности игры в педагогическом процессе делался только на ее вкладе в обучение и воспитание детей. Между тем, активное включение ...