Становление и развитие отечественной психологической наукиСтраница 1
1.Социокультурные корни. В 60-е гг. 19 в. ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии. В 60-70-е гг. 19 в. – освобождение от крепостного права и общее раскрепощение человеческой личности. Происходит осознание своей самобытности, появляется стремление описать свои национальные психологические качества. Первая попытка осмыслить национальный характер опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежала Н.И. Надеждину в 30-е гг. 19 в., кот. предложил программу широкомасштабного описания самими русскими собственных особенностей многие ее поддержали.
2.Отечественная психологическая наука 2опл. 19 в. Середина века. Начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета. Расцвет естественных наук в России наложил естественнонаучный, материалистический отпечаток на развитие психологии. Два направления в проблеме человека. Необходимо было разработать методологию, что привело к вопросу, какой психологии надлежит быть – естественной или гуманитарной, а также на основе какой науки формировать психологию – философии или физиологии. Эти направления сложились в две концепции построения психологии. 1) Чернышевский – антропологический принцип. От Сеченова до Павлова и Ухтомского – его развитие. Это естественнонаучное течение. 2) Юркевич и Соловьев – теологический принцип. Бердяев, Трубицкие, Франкл – развивали его. Это религиозно-философское течение. Борьба этих двух направлений дало много учений, и каждое направление развивалось. Чернышевский Идея единства человеческого организма в противовес дуализму. Психика как один из жизненных процессов этого организма не является самостоятельной сущностью и не требует, чтобы быть познанной иными средствами, чем те, которыми наука добывает истину о других вещах. Т.е. применение методов, которые используются для познания других вещей. Юркевич - первый оппонент Чернышевского. Аргумент – его учение о двух опытах (мы познаем человеческое существо двояко): внешними чувствами (тело и его органы) и внутренними чувствами (душевные явления). Метод – субъективный. Шел по пути от Декарта (понятие рефлекса). Кавелин о культурной детерминации психики. Исследовал проблемы нравственности в разных ее аспектах. В его концепции зарождаются контуры отечественной психологии личности – идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. Потебня: язык народа как орган, образующий мысль. Принцип историзма – это анализ эволюции умственных структур, которыми оперирует отдельный индивид, впитывающий эти структуры, благодаря усвоению языка. Изменение социальной ситуации в кон.19 в. В России образовались два группы интеллигенции, которые занимались проблемами гуманитарных наук. 1) либерально-народнические взгляды – общечеловеческий с европейским укладом путь развития России. 2) самобытный путь развития России. Они влияние на методологические основы психологии. Разочарования в психологической науке и поворот к религии и мистике. Конец 19 – начало 20 в. – переориентация психологии с материалистической на идеалистическую, связанную с философией и социологией. Научные причины – развитие психологии показало невозможность применения к ней естественнонаучных методов в полном объеме, в особенности к исследованиям явлений гипнотизма, бессознательных структур психики.
Личностные качества руководителя в процессе
разработки управленческих решений. Человек, организация,
решение
Каждому действию лица, принимающего решения (в дальнейшем мы будем пользоваться сокращением ЛПР), предшествует решение о его целесообразности. ЛПР взаимодействует с внешней средой, руководствуясь теми решениями, которые осознанно или неосознанно принял.
Человек реализуется как личность, принимая и исполняя решения. И прежде всего это о ...
Предмет и задачи психологии туда
Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда.
Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носител ...
Исследования детской одаренности в современной психологии. Общие понятие
детской одаренности.
…если мы знаем, как из слабости возникает сила,
из недостатков – способности, то мы держим в
своих руках ключ к проблеме детской одаренности.
Л.С. Выготский
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастног ...