RSS Feed

Глубинная и вершинная психология личности: историко-психологический аспект

Психология » Основы психологии » Глубинная и вершинная психология личности: историко-психологический аспект

Глубинная психология: ее олицетворяет фрейдизм, кот. понимает личность как невротическую, находящуюся в противоречии с собой. Это индивид, погруженный в решение своих проблем. Фехнер: образ айсберга. Глубинная психология выдвинула идею о независимости психики от сознания. Психика существует вне и независимо от сознания, а бессознательная психика (глубинная) составляет ее предмет и общую проблему. З. Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сзн-му контролю (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и должны получить объяснение. Эти проявления - свидетельства бессзн-го. Пути их выявления составляют методы Фрейда: анализ свободно всплывающих ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни. Всюду наблюдается столкновение двух тенденций: желания и цензуры. Индивидуальная психология Адлера: чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект - факторы развития человека. Индивидуум рассматриваться в обществе. Основные жизненные сферы: 1) проф. д-ть, 2) соц. контакты с др., 3) любовь, брак. Условия, появления у р-ка чувства неполноценности: 1) наличие физич. недостатков, 2) неправильное воспитание (изнеженность или бессердечность). Аналитическая психология К. Юнга: содержание - учение о бессзн-ом и о процессе развития личности. Учение о двух системах бессзн-го – личной (поверхностный слой психики, зависит от личного опыта) и коллективной (глубинный слой, независимая от развития индивида, недоступный психоанализу). Инстинкты (определяют специфическое поведение человека) и архетипы (обуславливают конкретное формирование сознательных психических содержаний) - регуляторы душевной жизни. Процесс становления личности - индивидуация. Ее цель – становление Самости, т.е. объединение, уравновешенность, связность сзн-го и бессзн-го. Неофрейдизм: К. Хорни - социологизированный вариант фрейдизма. Проблема социальной (культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Все человеческие отношения имеют характер соперничества (необходимость сравнения себя с другими). Подчеркивает роль культуры (с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения).

Э. Фромм: концепция "радикально-гуманистического психоанализа". Главная идея - об общественной обусловленности человеческой (в т.ч. бессознательной) психики. Пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Исходный тезис - положение об особенностях человеческого существования, кот. заключает в себе экзистенциальное противоречие (причина: разрыв связи человека с природой). Человек чувствует одиночество, опасность, чувство бессилия. Возникают импульсы-потребности, направленные на преодоление этих переживаний. Путь: добровольные связи с миром, природой, продуктивная деятельность человека, любовь к работе, которые снова соединят его с миром как свободного и независимого индивида. Но социальные условия не дают такой возможности Зависимость характера человека от его образа жизни – это социальный характер, кот. меняется вместе с изменением общества, культуры. Его типы: накопительский, воспринимающий, рыночный, эксплуататорский, некрофилический.

Вершинная психология

.

Отечественная психология: А.Н. Леонтьев

: личность – иерархия мотивов, а мотив– предмет, который задан социальной ситуацией. Ориентируясь на значимость этих предметов, и выстраивается личность. Направленность личности характеризуется интересом. Рубинштейн:

внутренние условия опосредуют внешние воздействия. Зарубежная психология

: противопоставление психоанализа гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Олпорт), экзистенциональной психологии (Виктор Франкл). Гуманистическая психология исходила из идеи права личности быть самой собой.

Олпорт

: идея функциональной независимости (пример: семечко ® росток детерминирован семечком ® дерево уже детерминировано не семечком, а условиями окружающей среды). Маслоу

: субъект преодолевает ограниченность бытия. Человек переходит с уровня на уровень (потребности). Пирамида потребностей: (физилологич, безопасность, любовь, уважение и высшая – познание). Роджерс

: личность – не раб своему поведению. Активно противопоставил гуманистическую психологию психоанализу. Человек – не раб своему бессознательному, он тот, кем он желает быть. Человек обращен в будущее, он реализует проект собственного бытия. Франкл

: человек – конструктор смыслов, которые он определяет сам. Очень важно найти смысл в ситуации. Экзистенциональный вакуум – ощущение пустоты, утрата смысла. Чувство неполноценности: если человек борется с ним, оно повышается; если занят деятельностью, то оно атрофируется. Ощущение пустоты Þ агрессия. Любовь и ненависть имеют объект, т.е. основание для этого. Причины вакуума: 1) нет сильных инстинктов (что хочу) Þ конформизм; 2) нет традиций (что должно быть) Þ тоталитаризм; 3) специфические невротические заболевания – из ценностных конфликтов, экзистенциональной фрустрации (ноогенные неврозы – 20% от всех). Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, какой он должен стать, мы заставляем его быть таким, каким он может статьТеория и терапия неврозов. Уникальные личности пациента и врача Þ выбор метода. Методы: 1) самотранценденция – техника дерефлексии; 2) самоотстранение – техника парадоксальной интенции. При болезни (страхе) симптом вызывает фобию, она в свою очередь усиливает симптом, а он подкрепляет фобию. При неврозе навязчивых состояний давление вызывает противодействие, которое в свою очередь усиливает давление. существление того, что боится (мочился – 5 центов); юмор (тремор рук – соревнование, пот – больше давай, бессонница, запрет на половой акт – дерефлексия, фригидность, нет оргазма)


Установка и поведение
Зачастую нас интересует вполне закономерный вопрос о том, до какой степени и при каких условиях установки души побуждают наши действия, определяют ли установки поведение[34]. Представляется вполне очевидным, что вначале социальные психологи были поражены кажущимся недостатком связи между установками и поступками[36]. Проблема того, оп ...

Анима: женщина внутри
Анима (лат «душа» ) – бессознательная, женская сторона личности мужчины. Она персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости). Анима являет принцип Эроса, так как развитие анимы у мужчины отражено в том, как он относится к женщинам. Идентификация с анимой прояв ...

Древние мифы и современный человек. Герои и их создатели
Древняя история человечества со всей многозначительной выразительностью переоткрыта сегодня в символических образах и мифах, переживших самого древнего человека. У археологов, копающихся в глубоком прошлом, нас интересуют не сами события исторического времени, но мы учимся собирать и хранить сами статуэтки и большие статуи, планы и прое ...