RSS Feed

Историко-психологические проблемы самопознания
Страница 1

Психология » Основы психологии » Историко-психологические проблемы самопознания

С

амопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит

"Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объективный диалектический закон, управляющий мирозданием. Все течет, все меняется. Сократ

– "Познай логос собственной души". Познать себя м. только ради добра и справедливости, познание себя д.б. целью жизни. Возвел с/п в жизненный принцип, связанный с заботой о душе. Заботиться о приходящем нет смысла, т.к. все предрешено и мы не м. повлиять на ход событий. Мы хозяева в мире своей души, своего разума, об этом надо заботиться. Надо направлять мысль не ко вселенному закону, а к внутр. миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать разумно. Познание изначально социально, т.к. корениться в общении. Забота о душе – это священная обязанность. Метод – диалог. Платон

– душа выступает в качестве начала посредственного м/д миром идей и чувств. вещей. С/п связывает с понятием забота о себе. Познание направлено на бытие (идеи) и дает подлинные знания. " вида высокого знания: 1) рассудок – область идей; 2) разум (ум) –постижение идей. Эпикур

– забота о душе, как спасение. Спасение вызвано рождением и смертью. Забота о душе избавляет от страха перед Богами и страданиями. Спасение означает спасение для самого себя. Надо жить настоящим.

У римских стоиков (Сенека, Эпиктет) философия превращается в учение о совершенствовании души (психогогику), или лечение души, как называл ее Сенека. Это своего рода психотерапия, использующая такие методы, как самонаблюдение, разговор с самим собой (солилоквиум), размышление о предполагаемых бедах (паренеза), нравственную проповедь (диатриба), утешение и молитву. (Сенека, Аврелий)

– с/п – форма укрепления души. Мир враждебен, важно познать себя, чтобы противостоять внеш. миру. Забота о себе только для себя, а не для др. Необходимо познать законы своей души, чтобы сохранить себя. Душа уникальна, ч-к д. защищать гармонию души. С/п – познание души, а познать душу – познать Бога (Аврелий). Августин

: с/п – через познание божественного замысла, ч.\з диалог с внутренним человеком – это истина, кот. человеку предстоит познать. Через диалог с внутр. ч-ком познается замысел о данном человеке. Метод: молитва. Абеляр

: с/п направлено на свой собственный путь. Взгляд на себя со стороны. Познавание – узнавание ч-ка это не тоже самое, что ч-к говорит о себе. Декарт

: с/п как некий принцип индивид. свободы –главное достоинство ч-ка. Обращается к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. В мысли открывается наше существование: Я мыслю, след-но я существую. Метод – рефлексия. Вплоть до 10 в. с/ перестает быть научной проблемой. Сфера познания, по Локку

, ограничена общим количеством имеющихся у нас идей, да и те взаимодействуют не в полной мере. Поэтому наше познание ограничено недостатком идей, недостатком связей между ними и недостаточной степенью изучения идей.

Страницы: 1 2 3


Описание методов исследования
Опросник «Ответственность» Для оценки выраженности ответственности был использован опросник «Ответственность», разработанный В.П. Прядеиным. Опросник состоит из 12 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 7-бальной шкале, и направлен на изучение выраженности ответственности. Процедура проведения: испытуемым были выдан текст оп ...

Темперамент
Для определения индивидуальных психофизиологических свойств предлагается тест английского психолога Г. Айзенка, направленный на выявление двух основных характеристик личности: экстраверсия - интроверсия; эмоциональная неустойчивость — стабильность. Экстраверты — люди, обращенные во внешнюю среду; они общительны, стремятся к новым впеча ...

Особенности временной перспективы в ранней юности. Психологическая характеристика ранней юности
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к переходному этапу возмужания, взросления. Современньre представления о границах возраста охватывают период от 14-15 до 18 лет. В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева[44], Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельно ...