Историко-психологические проблемы самопознанияСтраница 1
С
амопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит
"Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объективный диалектический закон, управляющий мирозданием. Все течет, все меняется. Сократ
– "Познай логос собственной души". Познать себя м. только ради добра и справедливости, познание себя д.б. целью жизни. Возвел с/п в жизненный принцип, связанный с заботой о душе. Заботиться о приходящем нет смысла, т.к. все предрешено и мы не м. повлиять на ход событий. Мы хозяева в мире своей души, своего разума, об этом надо заботиться. Надо направлять мысль не ко вселенному закону, а к внутр. миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать разумно. Познание изначально социально, т.к. корениться в общении. Забота о душе – это священная обязанность. Метод – диалог. Платон
– душа выступает в качестве начала посредственного м/д миром идей и чувств. вещей. С/п связывает с понятием забота о себе. Познание направлено на бытие (идеи) и дает подлинные знания. " вида высокого знания: 1) рассудок – область идей; 2) разум (ум) –постижение идей. Эпикур
– забота о душе, как спасение. Спасение вызвано рождением и смертью. Забота о душе избавляет от страха перед Богами и страданиями. Спасение означает спасение для самого себя. Надо жить настоящим.
У римских стоиков (Сенека, Эпиктет) философия превращается в учение о совершенствовании души (психогогику), или лечение души, как называл ее Сенека. Это своего рода психотерапия, использующая такие методы, как самонаблюдение, разговор с самим собой (солилоквиум), размышление о предполагаемых бедах (паренеза), нравственную проповедь (диатриба), утешение и молитву. (Сенека, Аврелий)
– с/п – форма укрепления души. Мир враждебен, важно познать себя, чтобы противостоять внеш. миру. Забота о себе только для себя, а не для др. Необходимо познать законы своей души, чтобы сохранить себя. Душа уникальна, ч-к д. защищать гармонию души. С/п – познание души, а познать душу – познать Бога (Аврелий). Августин
: с/п – через познание божественного замысла, ч.\з диалог с внутренним человеком – это истина, кот. человеку предстоит познать. Через диалог с внутр. ч-ком познается замысел о данном человеке. Метод: молитва. Абеляр
: с/п направлено на свой собственный путь. Взгляд на себя со стороны. Познавание – узнавание ч-ка это не тоже самое, что ч-к говорит о себе. Декарт
: с/п как некий принцип индивид. свободы –главное достоинство ч-ка. Обращается к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. В мысли открывается наше существование: Я мыслю, след-но я существую. Метод – рефлексия. Вплоть до 10 в. с/ перестает быть научной проблемой. Сфера познания, по Локку
, ограничена общим количеством имеющихся у нас идей, да и те взаимодействуют не в полной мере. Поэтому наше познание ограничено недостатком идей, недостатком связей между ними и недостаточной степенью изучения идей.
Описание методов исследования
Опросник «Ответственность»
Для оценки выраженности ответственности был использован опросник «Ответственность», разработанный В.П. Прядеиным.
Опросник состоит из 12 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 7-бальной шкале, и направлен на изучение выраженности ответственности.
Процедура проведения: испытуемым были выдан текст оп ...
Темперамент
Для определения индивидуальных психофизиологических свойств предлагается тест английского психолога Г. Айзенка, направленный на выявление двух основных характеристик личности: экстраверсия - интроверсия; эмоциональная неустойчивость — стабильность.
Экстраверты — люди, обращенные во внешнюю среду; они общительны, стремятся к новым впеча ...
Особенности временной перспективы в ранней юности. Психологическая характеристика ранней
юности
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к переходному этапу возмужания, взросления. Современньre представления о границах возраста охватывают период от 14-15 до 18 лет.
В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева[44], Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельно ...