Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания.
Диагностика самосознанияСтраница 1
Интроспективная y – наука о сознании. В основе И. психологии лежат представления связанные с развитием естеств. наук в 19в., которые стремились отыскать простейшие элементы сознания, т.е. атомы, кот. были бы неделимы и неизменны и складываясь образуют сложные картины в человеческом сознании. Зная эти элементы и законы по которым они соединяются, связи и отношения между ними можно проникнуть сознания.
Предмет
изуч-я: сознание, его содержание и св-ва, в числе кот-х образы непосредственно окруж-го нас мира, воспоминания, ощ-я, желания, мысли, эм переживания.
Задача
интр. y – описать св-ва сознания, его динамику (полисоз-е: 2 части: фокуссоз-е – ясная и отчётливая обл созн-я, периферия сознания – неотчётливое и смутное содерж-е). Они стремились отыскать составные части, образующие сложные картины в чел. созн-и. зная эти эл-ты и з-ны м проникнуть в сущ-ть созн-я.
Осн метод
- интроспекция. Психическое непосредственно представлено в соз-и S-тов. Оно закрыто для внешнего набл-ля. Поэтому, факты сознания м изучать только методом интроспекции или самонаблюдения.
Глав з-ча
– выделить осн-е эл-ты созн-я, разложив целостный перциптивный образ на элем-е ощ-я. 2 напр-я: структурализм – опр-е стр-ры созн-я (Титченер) и функционализм - опр-е ф-ции созн-я (Джеймс). Достоинство – впервые в дан направлении, y получила статус науки, развивается эксперимент.
Представители – Вундт, Титченер, Джемс.
Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, как формируется Я - образ, Я - концепция - все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях Самосознание имеет уровневое строение (И. С. Кон, 1978; В. А. Ядов, 1975; И. И. Чеснокова, 1977 и др.). Подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом предложена Э Эриксоном (1967). Концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание, была сформулирована В. В. Столиным (1985) Кратко суть концепции уровневого строения самосознания заключается в следующем На уровне организма активность субъекта определена системой "организм - среда", имеет двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. На уровне организма формируется самочувствие субъекта как итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Это самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии. На уровне социального индивида активность подчинена иной потребности - потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, уставами, предписаниями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими. На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т. д. - и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации и рассматриваются как ее условие. Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является Я - концепция. Р. Берне (1986) рассматривает Я - концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя.
Бланк ответов
Подсчет баллов
Показатели
Номера высказываний
Нормы
Адаптивность
4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41,
(68-170) 68-136
44, 47, 51, 53, 55, 61, 63,
67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91,
94, 96, 97, 98
Дезадаптивность
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28,
(68-170) 68-136 ...
Степени остроты фрустрации
Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, "стойкости" личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как фу ...
Анализ и оценка
результатов исследования
После проведения предложенных методик нами были получены следующие результаты.
Методика 1. Тест "Мотивация успеха"
№ п/п
Фамилия, имя, отчество
Возраст
Кол-во баллов
Уровень мотивации
1.
Александров В.Ю.
25
19
ув
2.
Абрамова Е.Б.
38
15
с
3.
Беляева С.В.
32
27
...