Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-яСтраница 1
Различают методы орг-ции иссл-ния:1.Экспер-ное исс-ние, систематическое наблюдение, корреляционное исс-ние. Особенность в том, что иссл-ль пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.2. Естественные экс-нт и наб-ние, беседа и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека. 3. Квазиэксперимент. "Промежуточный" между естественными методами проведения исс-ния и методами, где применяется строгий контроль переменных. Теория корр-ного иссл-ния, основанная на представлениях о мерах корреляц-ной связи, разработана К. Пирсоном. Коррел. иссл-е
– это исследование соотношения эксперим (искомых) переменных. В корреляционном исследовании проверяются всвязи уже существующих характеристик, все переменные в кор иссл-и выступают как зависимые. Типы: 1. сравнение 2х групп (зависимая – одна и та же выборка в разных усл-х, независимая выборка – две гр-ы в разных усл-х). 2. одномерное иссл-е одной гр-ы в разных усл-х. 3. структурное – статическая связь нескольких переменных. Корр-ное иссл-ние
– иссл-е, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.
Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. Различают несколько интерпретаций наличия корреляционной связи м/у 2-мя измерениями:1. Прямая корр-нная связь. Уровень одной переменной непосредственно соотв-ет ур-ю др-й.2. Корреляция, обусловленная 3-й переменной. 2 переменные связаны одна с другой через 3-ю, не измеренную в ходе исследования. Случайная кор-ция, не обусл-ная никакой переменной.4. Кор-ция, обусл-ная неоднородностью выборки.
Корреляционные связи различаются по своему виду. А)Если повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о положительной корреляции.Б)Если рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой, то мы имеем дело с отрицательной корреляцией. В)Нулевой называется корреляция при отсутствии связи переменных. Различают простое и сравнительное кор-нные иссл-ния. В первом случае группа испытуемых однородна. Во втором случае мы имеем несколько групп, различающихся по 1 или нескольким критериям.
Основные типы кор-ного исс-ния.1. Сравнение 2-х групп. применяется для установления сходства или различия 2 групп по выраженности к-л психол-го св-ва или сос-я. 2. Одномерное исс-ние 1 группы, в разных усл-х. 3. Кор-ное иссл-ние попарно эквивалентных групп. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипарных корреляций. 4. Для проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, харак-щих поведение, проводится многомерное корреляционное исследование. 5. Струк-ное кор-е ис-е. Исс-ль выявляет различие в уровне значимых корр-ных зависимостей м/у одними и теми же показателями, измеренными у представителей раз-х групп. 6. Лонгитюдное кор-ное ис-ние. Обработка и интерпретация данных. Первичная обработка заключается в подсчете коэффициентов статистической связи между двумя и более переменными. Выбор меры связи определяется шкалой, с помощью которой произведены измерения.Кор-ое исс-ние завершается выводом о статис-кой знач-сти установленных (или неуст-ных) зависимостей м/у переменными. Квазиэксперимент- принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов. Экспериментальное исследование в психологии отличается тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Нормальным вариантом эксп-го исс-ния является наличие основной и контрольных групп исп-мых.
Творческое мышление
Проблема природы творческого мышления волновала еще древних греков, так Платон помимо понятия интеллекта как исконно человеческой, земной сущности, выделял еще божественный творческий разум, который он назвал – нус. Это разделение получило свое продолжение в работах немецких философов Кантаи Гегеля. Творческую составляющую интеллекта с ...
Творчество
Творчество - это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, Оно отличается при этом неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность - это рождение того, что отсутствовало в природе. В этом смысле о ...
Соотношение личности и профессии
Парсон считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Соотношение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляет механизм выбора профессии.
Шандриков, Кудрявцев и Климов признают факт влияния профессии на личность и ...