RSS Feed

Психодиагностические методы: классификация и характеристика

Психология » Основы психологии » Психодиагностические методы: классификация и характеристика

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

К организационным методам

(эти методы действуют на протяжении всего исследования и эффективность этих методов определяется по результатам исследования – практич. и теоретич.) ученый отнес: сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим

(способы добывания научных данных и образования фактов): обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); моделирование; биографический метод.

· Наблюдение - метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов.

· Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой.

· Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

· Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни.

· Лабораторный эксперимент разновидность эксперимента, в котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой.

· Психодиагностический метод – тесты, анкеты, социометрия.

· Биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств, контент-анализ).

· Метод моделирования направлен на изучение психических явлений, представленных в более простых моделях (имитирующих эти явления).

По способу обработки данных:

количественные (методы математико-статистического анализа данных) и методы качественного описания (дифференциация материала по классам типам).

К интерпретационным генетический (фило- и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Классификация С.Л. Рубинштейна:

1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, физиологический (или метод условных рефлексов).

2. Приемы изучения продуктов деятельности.

3. Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

4. Анкета - метод психологического исследования, который позволяет выявить отношение респондента к тому или иному социально-психологическому явлению.


Исследование с использованием тестов: опросник удовлетворенности браком, психогеометрического и проективного (рисунок несуществующего животного).
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру. Описание выборки. В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских п ...

Метод отраженной субъектности
Метод отраженной субъектности - новейшая разработка, представляющая собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Суть метода в следующем. Экспериментатор оценивает или измеряет психологические особенности какого-нибудь индивида, на ...

Характеристика воли. Структура и качества воли
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение созн ...