Понятие об ощущении и восприятииСтраница 1
Ощущение
- отражение отдельных св-в предметов и явлений объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы органов чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из3-х частей: рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; мозговой центр в коре полушарий головного мозга.
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия, т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
Классификации ощущений и рецепторов: В 1898 г. Вундт классифицировал рецепторы в зависимости от адекватных раздражителей: механорецепторы. Находятся в коже, мускулах, сухожилиях и стенках сосудов; хеморецепторы – чувствительны к химическим свойствам; фоторецепторы – чувствительны к свету.
1906 г. Ч.Шеррингтон выделил 3 группы ощущений:
1. интероцептивные (органические) – ощущения, которые сигнализируют о протекании обменных процессов внутри организма (хемо-, механорецепторы)
2. экстероцептивные – ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на внешней поверхности тела (зрения, осязания, обоняния, вкуса)
По характеру воздействия объекта на рецептор – выделяют контактные – отражение качеств объекта, которые непосредственно воздействуют на рецепторные поверхности (осязание, вкус); и дистантные – отсутствует прямой контакт рецептора с объектом, но раздражение в виде отраженных объектом лучей света или вызванных им колебаний воздуха присутствует.(зрительные, слуховые). Обонятельные занимают промежуточное положение.
3. проприоцептивные (кинестетические) отражают движение и относительн.положение тела. (рецет.распол. в мышцах, суставах, сухожилиях).
По времени возникновения в ходе эволюции: Наиболее древней является органическая (прежде всего-болевая) чувствительность, затем появились контактные (тактильная) формы. Самые эволюционно молодыми являются слуховые, зрительные системы рецепторов.
По типу модальности (зрит, обонят, вкусов, вестиб. Чувствительности, вибрационные, температурные, статические, кожные, интерорецептивные (внутр.органы) и т.д).
Свойства:
1. модальность – способность обрабатывать специфические стимулы или раздражители. (спос. улавливать цвет, тон, вибрацию, звук)
2. интенсивность – отражает количественною сторону воздействующего раздражителя (яркость ощущений)
3. локализация – образ ощущений. Содержит элементы пространств. расположения раздражителя.
4. длительность – отрезок времени, в течении кот. происходит воздействие на орг.чувств.
Закономерности:
1. последействие – прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбужд. в корковых частях анализатора. Бывает с положительным последовательным образом (образ соответствует действию ощущения) и с отрицательным (образ не соответ. действию ощущения). Эффект последействия: смещение действия ощущения относительно раздражителя.
Взаимосвязь тревожности и неуверенности
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля ...
Мышление
Мышление –
это психический процесс, который заключается в выделении существующих и общих признаков предметов и явлений действительности и их взаимосвязи на основе анализа и синтеза.
Мышление является одним из самых сложных познавательных процессов. Характеристиками мышления являются:
опосредованность познания объективной реальности ...
Теоретическая часть.
Тенденции и изменения на российском рекламном рынке в 2007 году
В прошлом году на российском рекламном рынке произошёл ряд существенных изменений, результатом которых стали сдвиги в важнейших областях рекламы. Ниже мы планируем рассмотреть основные изменения и сделать прогнозы относительно будущего развития рекламного рынка.
По поведе ...