RSS Feed

Понятие о мышлении
Страница 1

Психология » Основы психологии » Понятие о мышлении

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Мышление характеризуется:общественно-исторической природой; обобщенным и опосредованным отражением действительности; непосредственно связано с речью.

Функции мышления:

1. понимание (постижение способа возникновения смысла и значения какого-либо явления);

2. решение задач и проблем;

3. целеобразование (порождение новых целей в мышлении и любой деятельности)

4. рефлексия (самоанализ своего мышления и деятельности);

Объект мышления – задача или проблема.

Выделяют три стороны мышления:

1. Содержательная сторона (что мы рассматриваем в мыслительной деятельности):

- образ-целостное и обобщенное отражение действительности;

- представления (образ, в котором уже возможно выделение отдельных признаков)

- понятие (обобщение класса объектов)

2. Функционально-операциональная сторона (как мы мыслим):

Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

3. мотивационно-целевая сторона (зачем): что побуждает к мышлению – мотивы, цели.

Виды мышления

:

1. по содержанию мышления:

- нагляднодейственное – отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность

- наглядообразное – опиается на восприятие и представления. Человек мыслит образами.

- словестно-логическое (понятийно-абстрактное) – отражение предетов и связей с помощью понятий и логических конструкций.

2. по характеру решения задач: практическое, теоретическое

3. по степени оригинальности и новизны продукта: репродуктивное, продуктивное (творческое)

4. по степени осознанности процесса мышления: логическое, эвристическое

5. по характеру обобщения, эмпирическое, теоретическое

Мышление как процесс.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.

Решение мыслительных задач проходит несколько этапов

.

Первый этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.

Второй этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.

Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.

Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.

Операции мышления.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное изучение мотивов учебной деятельности студентов-психологов. Организация и проведение экспериментального исследования
Цель – исследование профессиональной мотивации студентов-психологов педагогического ВУЗа. Задачи исследования: · Выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов-психологов; · Выявить специфику учебной мотивации студентов-психологов; · Определить уровень выраженности преобладающих мотивов обучения у студентов-психологов. В пр ...

Понятие кризиса
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Кризис, от греч ...

Диагностика мотивации Мотивация к успеху
Тест предложен Т. Элерсом, оценивает силу мотивации к достижению цели, к успеху. Инструкция. На предложенные вопросы ответьте в зависимости от вашего согласия («да») или несогласия («нет»). Рядом с каждым номером вопроса, который соответствует «да», поставьте знак +. Не раздумывайте долго. Отвечайте так, как это реально происходит в ва ...