Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация
способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностейСтраница 1
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность (приобретения ЗУН). А приобретение ЗУН зависит от множества условий. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности – не гарантия того, что он станет музыкантом. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е.в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее ЗУН.
Качественная характеристика способностей:
С. – сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор "переменных величин", позволяющий идти к цели разными путями. В основе одинаковых или сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма разных способностей. (компенсация одних свойств другими).
Выгодский указывал, что если ребенок не решает задачу, то этот факт еще не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать о том, что ребенок не имеет соответствующих ЗУН и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой.ю а в процессе обучения, т.е.в постоянном общении со взрослыми. Поэтому то, что ребенок не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого. А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Метод оценки способностей – изучение расхождения между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого – метод определения зоны ближайшего развития.
По Теплову, СПОСОБНОСТИ – это совокупность индивидуально-психологических особенностей, отличий одного человека от другого, которые обеспечивают успешное овладение и осуществление определенных видов деятельности и при этом не сводится к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
Признаки:
1. индивидуально-психологические особенности (имеют психологическую природу, диапазон индивидуальных различий).
2. связь способностей с успешным осуществлением деятельности
(этот признак ограничивает круг идивидуально-психологических особенностей человека только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.
3. несводимость способностей к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам выполнения определенного вида деятельности. Способности обеспечивают быстроту и легкость приобретения соответствующих ЗУН.
Недостаток теории Теплова: на осуществление деятельности оказывают влияние цель, мотивация, и т.д. – это упускается.
По Шадрикову, понятие "способности" характеризует свойства вещи, но способности нетождественны любому свойству вещи, а только такое, которое обеспечивает эффективность реализации вещью некоторых функций. (Атом способен делиться).
Поэтому способности можно определить как функциональное свойство или совокупность свойств вещи.
Способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (ощущать, воспринимать, мыслить, представлять, запоминать).
Способности, как свойства, проявляются в процессе деятельности и могут менять меру своей выразительности у каждого конкретного индивида.
В обычной жизни способности выступают как характеристики конкретного человека, но поскольку каждый человек индивидуален, то развиваются и выражены по-разному.
Роль наследственности в развитии способностей.
Задатки (по Теплову) – врожденные анатомо-физиологические особенности н.с. или мозга, которые составляют природные предпосылки развития способностей. (особенности строения слухового, зрительного анализатора и т.д.)
Согласно Теплову, существует различие понятий "наследственный" и "врожденный". Наследственный – признак получен наследственным путем, или через генотип. Врожденный – признак, присущий человеку с первого дня жизни. Понятие "врожденный" шире, чем понятие "наследственный".
Этические и культурные требования к выступлению в аудитории
Публичное выступление -
это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. ...
Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили:
феноменология и диагностика
В истории психологии можно говорить о "когнитивной революции" конца 50-х годов – ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. На когнитивную психологию радикально повлияло шир ...
Методы и методики исследования
Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента использовался следующий пакет диагностических методик:
1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.
Опросник соде ...