RSS Feed

Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия
Страница 2

Психология » Основы психологии » Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия

На этапе осуществления принятого решения начинается реализация намеченного. Практическое осуществление цели опять сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты волевого действия:

1. достижение конкретной цели;

2. человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Функции воли:

1. побудительная – обеспечивается активностью человека. Если у человека отсутствует актуальная потребность осуществить действие, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимыми.

2. тормозная – проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности (например при несоответствии мировоззрению, идеалам, убеждениям).

Волевое усилие

Звенья волевого акта – принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, волевое усилие. Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и перживаемого как состояние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов.

Волевые качества

Воля – это власть над собой. Характеризуется силой и слабостью.

Слабоволие: абулия – возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его;

Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое нарушением мозговых структур (лобных долей)

Наиболее типичное проявление слабоволия – лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Положительные качества воли: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.

Страницы: 1 2 


Теоретический аспект толерантности
Само по себе явление толерантности представляется сложным и может быть рассмотрено с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс находится в развитии и сейчас, нака ...

Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа)
Третьим базовым методом психологии, особенно важным для нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологический метод (А.Р. Лурия). С его помощью исследуются изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов. Напри ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
Проведя констатирующий эксперимент с детьми 6-7 лет, мы получили результаты по каждому заданию. В первом задании детям предлагалось нарисовать в ряд 10 кружков и заштриховать слева направо третий, шестой, девятый кружки. Некоторые работы детей представлены в Приложении. По итогам первого задания из 20 детей 11 имеют высокий уровень в ...