Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действияСтраница 2
На этапе осуществления принятого решения начинается реализация намеченного. Практическое осуществление цели опять сопряжено с преодолением препятствий.
Результаты волевого действия:
1. достижение конкретной цели;
2. человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Функции воли:
1. побудительная – обеспечивается активностью человека. Если у человека отсутствует актуальная потребность осуществить действие, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимыми.
2. тормозная – проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности (например при несоответствии мировоззрению, идеалам, убеждениям).
Волевое усилие
Звенья волевого акта – принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, волевое усилие. Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и перживаемого как состояние значительного напряжения.
В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов.
Волевые качества
Воля – это власть над собой. Характеризуется силой и слабостью.
Слабоволие: абулия – возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его;
Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое нарушением мозговых структур (лобных долей)
Наиболее типичное проявление слабоволия – лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.
Положительные качества воли: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.
Групповая психотерапия подростков при акцентуациях
характера
Своевременное распознавание типа акцентуации характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психических отклонений у подростков.
Зная тип акцентуации, психолог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению и ...
Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных ...
Диагностика умственного развития
С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине. Он исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в раз ...