ВведениеСтраница 3
- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;
- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;
- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи
:
1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.
2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности
3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.
4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.
5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.
Методологической основой
исследования выступают представления о времени интуитивизма А. Бергсона, философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля, проблема времени в экзистенциализме М. Хайдеггера, а также концепция временной перспективы Ж. Ньюттена, взгляды Л.С. Выготского, проблема жизненного пути С.Л. Рубинштейна, концепция личностного времени К.А. Абульхановой-Славской, исследования временной перспективы И.С. Кона, причинно-целевая концепция психологического времени личности Е. И. Головахи и А.А. Кроник.
Для проведения исследования использовались следующие методы
: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за старшеклассниками; экспериментальная беседа; тестирование; формирующий психологический эксперимент.
Процедура исследования включала следующие методики
:
1. Диагностика самооценки – по методике Дембо-Рубинштейн.
2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики – иногофакторного исследования личности Р.Кеттелла.
3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе – методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.
При выполнении дипломной работы было выявлено основное противоречие
: несмотря на многочисленные исследования в области психологии личности и возрастной психологии, до сих пор нет комплексного исследования, направленного на изучение психологических условий формирования временной перспективы в раннем юношеском возрасте.
Данное противоречие определило проблему
исследования по разработке и апробации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию временной перспективы в раннем юношеском возрасте.
Данная проблема позволила сформулировать тему
дипломной работы «Взаимосвязь личностных характеристик ранней юности и ее представлений о времени».
Научная новизна
данного исследования состоит в том, что в современной литературе проблема психологического времени – одна из менее рассмотренных и разработанных. Предложено психологическое исследование содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте с учетом таких личностных особенностей старшеклассника как интеллект и самооценка. В нашей работе основные акценты сделаны на изучении субъективной картины прошлого и настоящего, учтено то, что модель будущего человека определяется как реальными особенностями ретроспективы, так и спецификой осознания этих особенностей, субъективным отношением к ним.
Практическая значимость
настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что возможно применение данных исследования в работе практического психолога для формирования адекватных представлений о времени и тем самым формирования адекватных личностных характеристик старшеклассника. Также практическая значимость исследования определяется предлагаемой системой коррекционно-развивающих занятий, направленной на формирование временной перспективы. Программа формирующего эксперимента дает возможность корректировать временную перспективу старшеклассника, изменять отношение к времени своей жизни, помогает эффективно использовать свой временной потенциал.
Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии ...
Психологическая
характеристика юношеского возраста
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17—21 годом для юношей и 16—20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22—23 ...
Для молодых мужей
Для молодых мужей, говоря о причинах непонимания в семье, прежде всего надо помнить о различной доминантности мужчин и женщин. Как показали исследования, среди мужчин чаще встречаются лица с левым доминантным полушарием. Непонимание поведения женщин мужчины убеждены, что женская логика это отсутствие всякой логики. Однако это в большей ...