RSS Feed

Формирование временной перспективы в юношеском возрасте
Страница 2

Поскольку дошкольник еще не соотносит временные ощущения с объективной временной сеткой, то можно наблюдать в этом возрасте наиболее ярко явление гомоморфизма временных параметров. Дети рассуждают так: «Время вообще есть, но без часов оно не заметно», «часы не главное, часы – точное время, а настоящее время в днях, сутках». Дошкольник живет в собственных представлениях здесь и теперь, где минутка – это слово, пока не соотносимое с физической мерой времени. В этом возрасте идет интенсивное накопление знаний о предметах и явлениях действительности, организованных во времени, чему способствует овладение родной речью, наблюдение за окружающим миром, а также осознание своей собственной жизни.

В общеобразовательных школьных программах меры времени запоминаются учениками, но не структурируются в систему, в целостный пространственно временной континуум. Это утверждается и в общепринятых философией определениях основных характеристик категории времени:

1) последовательность, характеризующая непрерывное следование одного явления, события за другим;

2) длительность, определяемая как продолжительность, протяженность явления во времени;

3) синхронность, понимаемая в двух значениях: как состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определенный момент развития и как осуществление различных состояний одновременно, совпадение их во времени.

Эти метазнания, как отмечает И.С. Якиманская, не задаются обучением, но могут служить каркасом, интегрирующем все разрозненные представления ребенка о времени[52]. Проявляясь во множестве своих частных характеристик, становление представлений о времени проходит на основе субъектного опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром; а также присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоение лексики и грамматики родного языка, соотношения мер и величин и так далее.

Можно утверждать, что при благоприятных условиях можно скорректировать его представление о времени и подвести к осмыслению основных метазнаний философии.

Введение объективного времени требует определенного контекста, который позволит перейти от наивной картины мира в сознании ребенка к принятому в культуре устройству времени. Это и будет тем эмоциональным кодом, личностным смыслом, ценностью, установкой, который позволит ввести ребенка в мир научных представлений о времени.

Синтез метапредставлений в единое представление о времени проводится постоянно. Во-первых, это постоянная работа с календарем. Вовторых, для детей игра и драматизация представляют хорошую возможность сборки полученных представлений в единое целое. Например, проигрывание сцен несколькими дошкольниками, когда группа находит свой образ времени и демонстрирует его остальным ребятам. После того, как просмотрены все групповые работы, проводится обсуждение. Среди представленных образов наиболее распространенным было движение в заданном темпе и ритме одного или нескольких человек с последующим соединением этого образа с устройством часов, когда совмещены темпы секундной, минутной и часовой стрелок.

В результате исследований установлено, что различие в субъективном опыте детей состоит в том, что мифология современного ребенка содержит другую систему мифов. Так пропагандируемая мысль о параллельных мирах позволяет лучше ребенку понять синхронность, машины времени помогают установить последовательность действий, а длительность ребенок быстрее узнает из соотнесения программы передач, в которой обозначены мультфильмы, с самой их длительностью. Так ребенок может обидеться, если в программе стоит время 12 часов 30 минут, а мультфильма все нет. Таким образом, современный дошкольник быстрее и цепче усваивает метапредставления о времени и их связь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье): - импульс -стресс -адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некото ...

Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слыш ...

Факторная теория кэттела
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более ...