Описание методик исследованияСтраница 3
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
– 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишним;
– 8–9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.;
– 6–7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.;
– 4–5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.;
– 2–3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.;
– 0–1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Последняя методика, применимая нами в ходе исследование – методика «Времена года
» [2].
Тестируем: психические процессы.
Возраст: дошкольный.
Тип теста: невербальный.
Назначения теста: определение уровня образно-логического мышления.
Стимульный материал: набор картинок
Процедура обследования: методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения:
– 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам);
– 8–9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5–7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взяты;
– 6–7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3–4 признака, подтверждающих его мнение;
– 4–5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1–2 признака в подтверждение своего мнения;
– 0–3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития мышления производятся по следующей шкале оценок, одинаковой для всех используемых методик:
– 10 баллов – очень высокий;
– 8–9 баллов – высокий;
– 6–7 баллов – средний;
– 4–5 баллов – низкий;
– 0–3 балла – очень низкий.
Принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, принцип единства
сознания и деятельности, принцип развития, принцип общения, личностный принцип
Принцип детерминизма
Принцип общественно – исторической детерминации психического. В культурно-исторической концепции была отчётливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения чело ...
Понятие и особенности невербального мышления детей без патологии речи и
детей с общим недоразвитием речи. Сущность мышления, как
психологического процесса
Понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость мы ...
Управление поведением индивида внутри организации
Стратегическая реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, то есть управление их поведением.
Управление поведением – система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки ...