Введение
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.
Именно с такими ситуациями подчас приходится сталкиваться пожарным, поэтому особенно актуально провести сравнительный психологический анализ аффектогенного характера их работы.
В настоящее время наблюдается возрастание роли пожарного в обществе. На сегодняшний день пожары и аварии являются одними из наиболее тяжелых бедствий, обстановка с ними постоянно ухудшается. Как показывает статистика, в России за 2004 год произошло 259479 пожаров, прямой ущерб от них достиг 17798 млрд рублей. Растет число поджогов, особенно это касается лесных массивов. Темпы роста числа пожаров и ущерба от них в России в 2,5-3 раза превышают аналогичные показатели в развитых странах. В 2004 году при тушении пожаров получили травмы около 350 сотрудников пожарной охраны. В среднем за год только на пожарах погибает 35–40 сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.
В условиях технического прогресса, широкого применения новых инженерных технологий, внедрения новых видов веществ и материалов, роста численности городов, использования при их застройке специфических подземных и высотных сооружений требуется совершенствование специфических пожарно-технических знаний и инженерной подготовки, необходимых для предупреждения и тушения пожаров. Помимо этого, важность психологического изучения профессии пожарного обусловлена необходимостью совершенствования системы профессионального отбора и подготовки личного состава, планирования и проведения мероприятий по поддержанию боеготовности сотрудников, проектирования новых видов труда в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса в пожарном деле. В связи с тем, что профессия пожарного относится к группе охранных профессий, не создающих материальных ценностей, а сберегающих их от уничтожения огнем, то в процессе выполняемой работы пожарные имеют дело, как с людьми, так и с материальными объектами. Исходя из распространенного деления профессий по системам взаимодействия «субъект – объект труда», профессию пожарного относят к профессиям, где взаимодействие происходит в системе «человек – среда – человек».
Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарного к числу десяти сложнейших. Труд пожарных связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях.
Поэтому целью моей работы является анализ аффектогенного характера профессиональной деятельности пожарных, что достигается решением следующих задач:
· рассмотрение основных теоретических понятий исследования, то есть эмоций, аффекта, аффектогенности;
· проведение анализа влияния личности пожарных на их действия в аффектогенной ситуации;
· выявление влияния индивидуальных качеств, психологических характеристик и временных неблагоприятных факторов на действия пожарных в аффектогенной ситуации.
Работа состоит из трех глав. В первой главе определяются основные понятия исследования, во второй главе рассматриваются особенности профессиональной деятельности пожарных с точки зрения психологии, в третьей главе проводится исследование эмоционального состояния пожарных в экстремальных ситуациях, и делаются выводы.
Заключение.
Профессия пожарного появилась достаточно недавно. Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозо ...
Выводы
Исследование эмоциональной компетентности родителей
1. Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нами группе позволила выделить подгруппы родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности и с низким уровнем эмоциональной компетентности.
2. Диагностика уровня эмпатии родителей по ...
Системный подход в изучении ответственности
Л.А. Косолапова, К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин и др. исследователи называют ответственность интегральным, системным качеством, которое может быть изучено "только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение (и его жизнь в целом)" [13, 98].
Исходя из принципов си ...