RSS Feed

Этапы индивидуального кризиса
Страница 1

Переживание кризиса можно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающихся по смыслу и силе переживания:

· обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями,

· зов,

· смерть-возрождение,

· урок,

· завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новыми качествами.

а) Обыденная жизнь

Первая форма является привычным способом жизни для каждого из нас. Мы существуем в соответствии с условностями общества, без сильных напряжений. Общественные убеждения, мораль и ограничения или принимаются человеком безоговорочно, как вполне есте­ственные, или он нарушаем их настолько, насколько их нарушают все. Каждый человек в России знает, что добропорядочный гражданин не должен нарушать законы и правила (налоговые законы, правила до­рожного движения и др.). Он нарушает их настолько, насколько это нарушение является мерилом здравомыслия, и настолько, насколько это делают все.

В науке данная стадия развития человека называется линейной. На этой стадии он далек от необычных вопросов и глобальных проблем, если, конечно, они не являются привычным способом структурирова­ния пространства и времени. Обыденность, понятность, серость, на­полненная иллюзиями, – вот характеристики этой формы жизни. Перспективы жизни из этой стадии встроены в привычное мировосприятие, понятны, человек обладает предельным знанием о том, что хоро­шо, что плохо, как надо поступать, как не надо, куда надо стремиться, куда не надо. Все знания, умения, навыки, которые приобретаются в обыденной жизни, являются выражением привычных тенден­ций, мотивов, целей, интересов.

Человек не знает ни тревог, ни радости, ни боли. А если они и присут­ствуют, то не имеют шокирующей интенсивности. Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо. Все плохо настолько, насколько бывает у всех.

Можно сказать, что на этой стадии ничего не происходит, даже если кто-то умирает или рождается; это случается со всеми и не нарушает ритма жизни.

Для основной массы людей жизнь является нормальной в той сте­пени, насколько она привычна и обыденна. Более того, человек пред­принимает все возможные усилия для того, чтобы сохранить эту «нор­мальность». В некотором смысле он спит и видит сон, который зовет­ся жизнью, и тихо ненавидим тех, кто хочет разбудить нас. На стабиль­ном, линейном отрезке своей жизни люди, как правило, живут в зоне комфорта. В этой зоне ничего не происходит или просто происходит жизнь: время и пространство структурированы в соответствии с мотивационно-потребностной и ценностно-ориентационной системами личности. Смыслодеятельностные структуры самодостаточны и ста­бильны. Здесь наблюдается налаженность социально-психологических коммуникаций. Жизнь в комфортной зоне связана с привычным обра­зом, стилем существования.

Интенсивность жизненных обстоятельств такова, чтобы поддержи­вать некую фоновую активность существования. Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем, напряжений, конфликтов. Они, вне сомнения, существуют, но имеют обыденный характер и являются некими харак­теристиками привычных способов взаимодействия с внутренней и внешней реальностью.

В комфортной зоне нет вызова, ситуаций, фрустрирующих лич­ность. У личности существует запас прочности, запас опыта, система знаний, умений, навыков, чтобы линейно проструктурировать смыслодеятельностное поле и при этом не встречаться с неразрешимыми ситуациями. Многие психологические структуры на уровне восприятия жизни устроены таким образом, чтобы сохранить суще­ствование в комфортной зоне. Любая сложная система может функци­онировать, только имея порог чувствительности. Мы как бы не замеча­ем или не присоединяемся, не хотим вовлечься в эмоциональные со­стояния и ситуации, угрожающие нарушить комфортный гомеостаз. Все защитные механизмы устроены в соответствии с этой логикой. Порог чувствительности часто специально снижается именно нашим стремлением к жизни в зоне комфорта.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности проявления волевой готовности
Мы более подробно остановимся на волевой готовности ребенка к школе. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиям ...

Метод эксперимента. Структурно-аналитический метод
Известно, что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Н ...

Виды мышления
По форме: Наглядно-действенное мышление – это вид мыслительного процесса, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений, их преобразовании в реальной действительности. Он является генетически наиболее ранним видом мышления. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются не только у человека, но и у живот ...