Этапы индивидуального кризисаСтраница 2
Существование в зоне комфорта обеспечивается несколькими переменными:
· бесконфликтностью между основными глобальными структурами (материальной, социальной, духовной). Без всякого напряжения и конфликтов внутри этих сфер и между ними существование личности, разумеется, невозможно. Конфликты и противоречия являются источником функционирования личности. Важно, что эти конфликты не обладают травмирующей интенсивностью, не имеют стрессогенного заряда. Существование внутри комфортной зоны всегда связано с идеей правильности жизни, с идеей стабильности;
· тотальной отождествленностью, слитностью с самим собой. Применительно к индивидуальным кризисам решающее значение имеет задача «развить» себя, освободиться от всего, что человеку фактически больше не соответствует, чтобы подлинность, истина и действительность, истинное «Я» становились все более очевидными и действенными;
· увеличение внутренней жесткости и ригидности.
Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понимание своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт, предполагающий конфронтацию с социальными законами сосуществования и этическими нормами. Это изменение места восприятия себя в жизни, взгляд на себя из-за пределов себя и честное признание своей ограниченности, иллюзий.
В конце концов, законом развития является то, что возникают такие предвестники изменений. Сначала незаметно, но затем все интенсивнее жизнь начинает указывать, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело, или тесно, или пахнет затхлостью. Зов к изменениям начинает заполнять пространство жизни. Этот зов называется кризисом.
б) Зов
Зов кризиса многолик. Это может быть ломка устоявшихся представлений о своем теле и других частей материального Я: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкновение с болезнью, старостью или смертью, как было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального существования, а просто угроза такого лишения становится причиной кризиса, его зовом.
Часто зов реализуется через ломку привычных социальных отношений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, измена жены, невозможность заработать деньги, лишение перспектив профессионального роста, развод, потеря детей, друзей, близких родственников . Зов тем сильнее, чем больше значимых частей социального «тела» касается ею сметающая сила.
Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерениях личности. Это может быть экзистенциальный кризис, ломающий все привычные представления и убеждения. Иногда зов может прийти и как толчок изнутри: впечатляющее сновидение или видение, случайно кем-то оброненная фраза, отрывок из книги.
Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тоски, чувства одиночества и отчужденности, абсурдности человеческого существования, мучительного вопроса о смысле жизни. Духовный кризис может принять форму щемящей, как бы беспричинной божественной неудовлетворенности, лишающей смысла привычные интересы, малые и большие удовольствия жизни от секса, славы, власти, телесного наслаждения.
Можно предположить, что по интенсивности зов представляет собой проявление зоны риска, которая менее обжита человеком, но более наполнена жизненностью и странной привлекательностью. Эта зона притягательна необычными переживаниями, ее основное эмоциональное содержание – смесь любопытства и страха. Она всегда является возможностью несколько опасного, но реального расширения внутреннего опыта.
Комфортная зона при всей своей стабильности, устойчивости и надежности, в конце концов, вызывает тошноту и скуку. Эти чувства появляются особенно быстро, если в личности достаточно много жизненной энергии. Личность «прерывает» линейность комфортной зоны новыми состояниями. Личность осваивает новые области переживаний, приобретает новые знания, умения. Л. С. Выготский писал о зоне ближайшего развития как наиболее оптимальном варианте обучения. Зона риска и есть зона ближайшего развития. Обучение или сверхобучсние происходит именно в той жизненной ситуации, когда незнание или неумение опасны. Это хорошо знают студенты во время сессии.
Результаты исследования. Результаты исследования стиля отношения к ребенку
Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты изучения стиля отношения к ребенку.
Š пп
Прин.
Кооп.
Симб.
Гиперс.
Инф.
1.
9
80
5
69
46
2.
97
49
75
69
15
3. ...
Принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, принцип единства
сознания и деятельности, принцип развития, принцип общения, личностный принцип
Принцип детерминизма
Принцип общественно – исторической детерминации психического. В культурно-исторической концепции была отчётливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения чело ...
Проблемы практического подхода к мотивации личности
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но ...