RSS Feed

Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет психологического изучения. Проблема объективности в психологии

Психология » Основы психологии » Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет психологического изучения. Проблема объективности в психологии

Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон.

Задача психологии – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде.

Цель: открыть средства контроля за поведением.

Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны).

Основная единица поведения: связь стимула и ответа обоих форм поведения. Его основная идея – раздражители внешней среды – это основные детерминирующие факторы поведения. Считал, что развитие р-ка м. направить по строго определенному пути, если обеспечить соответствующие внешние раздражители. Отрицал понятия о награде и наказании.

Недостатки теории: 1) не учитывала при хар-ке ответной реакции ее обратное воздействие на внеш. условия; 2) отсутствие понятия, кот. отражало бы результат поведения. "+" теории: со всей остротой поставила в психологии проблему научения – приобретения индивидуального опыта.

Торндайк

: формулирует законы научения. 1) закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется; 2) закон эффекта – роль награды и наказания; 3) закон готовности – готовность физиологического субстрата проводить импульсы.

Заслуги Торндайка: 1) показал, что поведение м.б. объективным методом психологического исследования; 2) внес вклад в становление объективного метода; 3) закон эффекта – проблема мотивации поведения; 4) поведение – совокупность связей стимула и реакции. Поведение определяет как совокупность стимулов и реакций. Мышление и знание человека интерпретируются как интериоризованные цепи и системы навыков, приобретаемые мпутём проб и ошибок.

Скиннер

: теория оперантного обучения. Основная ед-ца поведения – условный рефлекс. Ввел понятие "подкрепление" – необходимое следствие действия живого существа. Сконструировал "ящик Скиннера" (нажимаешь на рычаг – пища).

Толмен:

центр. понятия: "намерение", "ожидание", "знание", кот. являются промежуточными переменными, кот. детерминируют поведение. Поведение преследует опр. цель, в нем заложено намерение, он направлено на будущее, кот отсутствует в данный момент.

Халл:

основная промежуточная переменная - навык. Он не связан с реакцией непосредственно, м/д навыком и реакцией находиться 2-я промежуточная переменная – эффективный потенциал реакции – кот. является функцией навыка, с др. стороны этот потенциал обеспечивается мотивацией и торможением. Виды торможения: 1) реактивное (как состояние, сходное с усталостью); 2) прекращение д-ти (с целью устранения реактивного торможения).

Сеченов

1) Принцип "начало согласования движения с чувствованием сигналом". Т.е. организм получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Движение совершается только потому, что сообразуется с усл-ми внеш среды благодаря сигналам, идущим от нее к органам восприятия и различения этих сигналов. 2) Мышца также служит органом познания. Ее нервные окончания сигнализируют о внеш пространственно-временных усл-х, в кот совершается действие 3) Рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление пов-ем организма в среде 4) Открыл центральное торможение. До него оперировали только возбуждением.


Исследование депрессивных состояний. Введение
Депрессия — тяжелое заболевание, которое ежегодно поражает миллионы людей, вызывая у них сильное эмоциональное расстройство. Эта болезнь способна уменьшить, а то и лишить человека трудоспособности, препятствует нормальной семейной жизни и работе, увеличивает риск физического недомогания и иногда приводит к самоубийству. Однако депресси ...

Установка и поведение
Зачастую нас интересует вполне закономерный вопрос о том, до какой степени и при каких условиях установки души побуждают наши действия, определяют ли установки поведение[34]. Представляется вполне очевидным, что вначале социальные психологи были поражены кажущимся недостатком связи между установками и поступками[36]. Проблема того, оп ...

Этапы индивидуального кризиса
Переживание кризиса можно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающихся по смыслу и силе переживания: · обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями, · зов, · смерть-возрождение, · урок, · завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новыми качествами. а) Обыденная жизнь Первая ...